Йоготерапия при лечении гиперактивного поведения
Психокоррекция гиперактивного поведения детей с использованием методов хатха-йоги (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 |
Психокоррекция гиперактивного поведения детей с использованием методов хатха-йоги
Статья посвящена изучению и коррекции гиперактивного поведения детей. Представлена разработанная и реализованная психокоррекционная программа, включающая в себя в качестве основания практику хатха-йоги.
Гиперактивное поведение детей, волевая саморегуляция, познавательные процессы, хатха-йога, крупная и мелкая моторика.
Интерес к проблеме поиска средств работы с гиперактивными детьми не убывает и актуален на данный момент времени, поскольку количество гиперактивных детей растёт с каждым годом, и если 8 – 10 лет назад таких детей в классе было по одному – два, то сейчас – до пяти человек и более.
Предметом исследования были изучение и оценка эффективности программы с использованием методов хатха-йоги в психокоррекции гиперактивного поведения детей. Программа ориентирована на повышение уровня самоконтроля и саморегуляции у детей с гиперактивностью.
Диагностика проявлений гиперактивности проводилась по результатам анализа анкет, заполняемых родителями (мамами) и учителем, и результатам выполнения корректурного задания (корректурная проба).
Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте – совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Обычно такие дети отличаются повышенной импульсивностью и невнимательностью, они быстро отвлекаются, страдают резкими перепадами настроения, находятся в постоянном движении. Это, естественно, вызывает недовольство со стороны родителей, родственников, воспитателей и учителей [3].
Часто у детей имеются сложности в усвоении учебного материала и многие педагоги склонны объяснять это недостаточным интеллектом. Но психологическое обследование доказывает, что уровень интеллекта таких детей соответствует возрастной норме. Версий о причинах возникновения гиперактивности много, но до сих пор не существует единого мнения. К ним относят преждевременные или трудные роды, травмы при родах, инфекции, генетические факторы, следствия наркомании у матери, или приёма ею токсичных препаратов во время беременности, дефицит в организме жирных кислот и питательных элементов, таких как цинк, магний и витамин В12. Так же причинами гиперактивного поведения исследователи называют особенности темперамента и пороки внутрисемейного воспитания. Часто гиперактивность у детей связана с нарушением эмоционального общения с матерью [3]. Нередко это наблюдаем при «формальном» воспитании и уходе за ребёнком, когда он накормлен, напоен, обут, одет, игрушки куплены, но нет эмоциональной теплоты и близости с мамой (мама не читает книжки ребёнку, вместе с ним не рисует, не лепит, не играет с ним и т. д., ссылаясь на занятость или ещё на что-то). Внутри у ребенка возрастает напряжение, которое и проявляется в виде гиперактивного поведения с попытками привлечь к себе внимание матери. Немалую роль в возникновении гиперактивности играет и недостаток внимания взрослых к жизнедеятельности ребёнка, невовлечённость его в круг занятий взрослых, предоставленность самому себе, иными словами безнадзорность ребёнка.
Традиционно к признакам гиперактивности относят:
– чрезмерную двигательную активность;
Для коррекции гиперактивного поведения детей нами была разработана программа, состоящая из двух частей.
Первая часть программы включает в себя традиционные психокоррекционные методы, направленные на развитие познавательных процессов, крупной и мелкой моторики, контроля импульсивности и двигательной активности.
Вторая часть программы направлена на развитие навыков волевой саморегуляции, способности управлять своим телом и выполнять инструкции, умения контролировать свои импульсивные действия. Эта часть состоит из практики хатха-йоги.
Программа расчитана на 30 занятий (15 из первой части 1 и 15 из второй части по 4 раза в неделю (2 занятия из первой части и 2 занятия из второй части). Продолжительность занятий 30 – 60 минут. Рекомендована для детей 6 –7 лет. Форма коррекционных занятий – групповая.
Занятия хатха-йогой с гиперактивными детьми должны проходить в игровой форме, в виде сказки, постепенно вводя названия асан (поз) на санскрите, делая практику более серьёзной и осознанной. В ходе тренировки нужно больше включать динамики, нежели статики, так как детям поначалу тяжело удерживать статические позы. Постепенно, увеличивая время удержания асан, идёт тренировка физиологических механизмов, отвечающих за статическое удержание позы. Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, координации, равновесия, силовой выносливости, сосредоточения и гибкости, и являются менее травматичными. Также на тренировках рекомендуется давать меньше прогибов назад, так как они, благодаря механизмам моторно-висцеральных рефлексов, стимулируют центры симпатической нервной системы находящиеся в грудном и поясничном сегментах спинного мозга. А так же стимулируют надпочечники, выработку адреналина и других гормонов и, как следствие, ведут к ещё большему возбуждению. В тренировке нужно уделять больше внимания различным вариациям наклонов вперёд, т. к. они обладают успокаивающим эффектом (существует мнение, что подсознательно это возвращает ребёнка во внутриутробный период, когда он был свёрнут калачиком и был в безопасности у мамы в животе). При наклонах, благодаря механизмам моторно-висцеральных рефлексов, идёт стимуляция центров парасимпатической нервной системы находящихся в крестцовом сегменте спинного мозга. А так же усиленная стимуляция барорецепторов, которые посылают в ЦНС импульсы, возбуждающие центральные образования парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Барорецепторная система принадлежит к числу быстродействующих механизмов регуляции, поэтому её воздействие проявляется в течение нескольких секунд [2]. При использовании пранаям (дыхательных техник) рекомендовано медленное дыхание животом и попеременное дыхание Анулома-Вилома. В исследованиях Л. Бернарди и его коллег было выявлено, что произвольное замедление дыхания идёт параллельно со снижением потребления кислорода и ещё более значительным снижением выделения углекислого газа. При нахождении в условиях острой гипобарической гипоксии полное медленное дыхание (5дых/мин) поддерживает лучше оксигенацию крови без увеличения минутного объёма дыхания и понижает симпатическую активность вегетативной нервной системы за счёт раздражения рецепторов растяжения, которые находятся в стенках предсердий сердца. Значительное воздействие на психоэмоциональное состояние и умственную деятельность посредством переменного дыхания через правую и левую ноздри в настоящее время объясняют взаимосвязью дыхания через различные ноздри с повышением активности различных отделов вегетативной нервной системы (правой ноздрей– симпатического, левой – парасимпатического) и гипотезой, основанной на теории специализаций полушарий коры головного мозга и проекции афферентных импульсов с рецепторов слизистой оболочки носа проходящим холодным воздухом на вдохе, а также рефлекторным воздействием на участки кровообращения в голове охлаждением капилляров в области носовых раковин [1].
В исследовании принимало участие 76 детей, в возрасте 6 –7 лет. У 28 из них были выявлены признаки гиперактивного поведения. С 9-ю из этих детей, 5-ю мальчиками и 4-мя девочками, в течение 8-и недель программа реализовывалась в полном объёме(традиционная психокоррекция и практика хатха-йоги) – группа 1. С 9-ю другими детьми, 6-ю мальчиками и 3-мя девочками, в течение 8-и недель была проведена только первая часть программы (традиционная психокоррекция) – группа 2. Оставшиеся 10 учеников, 6 мальчиков и 4 девочки, выступали в качестве контрольной группы – группа 3. Разница в возрасте испытуемых входящих в выборку минимальна. Это позволяет не принимать во внимание влияние фактора возраста.
Сравнительная таблица изменений в группе 1.
Результаты обработки данных анкет для родителей и учителей
Как работает йогатерапия неврологических расстройств
Йогатерапия рассматривает любую психическую или неврологическую болезнь, как неправильную картину потока праны.
На сегодняшний день современной наукой выявлено более 600 неврологических и психологических заболеваний, но их первопричины так и не изучены. Лекарственные препараты, транквилизаторы, психотерапия и ЭКТ (электроконвульсивная терапия) назначаются скорее в расчете на ремиссию, чем на полное излечение. К тому же большинство из этих лекарств и способов терапии имеют побочные эффекты.
Как работает йогатерапия?
Современная медицинская наука доказала, что функции тела, такие как пищеварение, сердцебиение, дыхание, контролируются нейрорецепторами в шейном отделе. Деятельность этих нейрорецепторов непосредственно связана с потоком праны по энергетическим каналам нади. В физиологии йоги описаны два типа каналов Нади, через которые протекает прана – мановахака нади и пранавахака нади.
Управлять потоком праны в организме можно с помощью дыхательных практик, мудр, асан и других инструментов йоги. Лечебный эффект достигается благодаря построению правильной последовательности асан и дыхательных упражнений. Такой индивидуально подобранный комплекс направлен на стимуляцию каналов нади и балансировку потоков праны.
5 основных функций Праны:
- Прана – управление вдохом / поглощением сенсорных впечатлений
- Самана – всасывание / осознание, стабильность, ясность
- Вьяна – циркуляция / движения мысли
- Апана – выдох / избавление от токсичных идей, негативных эмоций
- Удана – управляет выдохом + речь / положительная умственная энергия, сила и энтузиазм
В древних санскритских текстах о здоровье сказано, что почти все болезни возникают из ума, а вибрация сознания, в свою очередь, следует за вибрацией праны. Каждая вибрация ума создает химическое изменение в теле. Вибрации мысли оставляют отпечаток в мозге с конкретными химическими эффектами. Прана в мозге порождает вибрации, вызывая выработку нейротрансмиттеров – химических веществ, выполняющих функцию посредников между нейронами. Глубокую стимуляцию мозговой активности и очищение нервной системы можно достичь с помощью техники дыхания праны. Правое полушарие мозга контролируют ида нади и его ветви, а левое полушарие – пингала нади и другие сенсорные нади.
В йогатерапии лечение начинается с выявления первопричины расстройства или заболевания. Это делается путём диагностики каналов нади и изучения симптомов, наблюдаемых у пациента. Йогатерапия учитывает состояние органов, прану, которая управляет этими органами, и каналы нади.
Широко распространена концепция, что регулярная практика пранаям капалабхати, бхастрики или перевернутых поз непосредственно влияет на функционирование мозга, в результате чего он насыщается праной. Однако в действительности эта практика поможет скорее человеку с высоким уровнем стихии воды в теле, или капха-пракрити. При расстройстве мозговой деятельности, эта последовательность не принесет пользы. И наоборот, подобные йогические позы и пранаямы могут ухудшить состояние. Приведем пример.
Если страх и беспокойство обнаруживаются у пациента с детства, то, в первую очередь, нужно обратить внимание на функцию селезенки, связанную с каналами сарасвати-нади и вишводхари-нади. Накопленный страх и беспокойство ослабит именно эти каналы нади, ослабив функционирование апаны, выводящей отходы из тела, в том числе, и отрицательные эмоции. В данном случае, йоготерапия рекомендует комплекс из капалабхати, йога-мудр, ардха-шалабхасаны, которые будут постепенно устранять блоки, образовавшиеся в соответствующих каналах нади.
Обратим внимание, что не всё лечение в йогатерапии выполняется путем повышения уровня праны в органе. Например, опухоль головного мозга в йоготерапии требует начать лечение с успокоения потока праны в соответствующем канале нади, чтобы уменьшить скорость роста патогенных клеток. После того, как аномальный рост клеток остановлен, последовательность упражнений изменяется для уменьшения существующей опухоли.
В случае болезни Паркинсона, обычно наблюдается дефицит нейротрансмиттера допамина. В таких случаях йоготерапия диагностирует блокировку вьяны и апаны. Это связано с перегрузкой шейного спинного нерва, которая постепенно изменяет кровяное давление. Спинной нерв С1 будет слабым. Снабжение мозга праной будет недостаточным. Несмотря на то, что полное выздоровление от болезни Паркинсона невозможно, с помощью йогатерапии можно остановить развитие заболевания, без зависимости от лекарств.
Йогатерапия рассматривает любую психическую или неврологическую болезнь, как неправильную картину потока праны, которую вызывает конкретная патологическая умственная программа. Когда пациент практикует йогатерапию, последовательность йоги адаптируется к нарушению патологического потока праны, тем самым, постепенно приводя его к нормальному состоянию. В результате постепенно меняется и сознание. Регулярные занятия йогой позволяют достичь отличные результаты для пациентов с психическими расстройствами.
7-8 октября на 11 Международной конференции Yoga Journal ведущий йогатерапевт центра йоги и аюрведы «Керала» Манодж Намброн проведёт семинар, на котором будет рассмотрен подход йоготерапии к различным нарушениям функций нервной системы.
СДВГ у взрослых: особенности заболевания, симптомы и способы коррекции
Многие люди считают, что синдром дефицита внимания и гиперактивность являются детскими патологиями. Но встречаются они также и у взрослых. По своей сути СДВГ является минимальной дисфункцией полушарий головного мозга, которая может возникнуть еще до того, как ребенок появится на свет. Такие отклонения излечиваются лишь в 50% случаев. СДВГ у взрослых проявляется по-разному и не всегда синдром сопровождается гиперактивностью. Люди, страдающие этой патологией, могут жить вполне нормальной жизнью, и даже не догадываться о своем состоянии. Они могут создавать семьи, воспитывать детей, заниматься теми видами профессиональной деятельности, которые не требует большого внимания и позволяют проявлять свою гиперактивность. Но своевременное выявление синдрома и его лечение может значительно улучшить качество жизни.
Основные проявления
В международной классификации болезней есть целый раздел, посвященный СДВГ. Диагнозы различаются по наличию и преобладанию симптомов патологии, но в большей части они касаются детей, поскольку большинство из этих проявлений исчезают по мере взросления. Прежде всего, это касается гиперактивности.
У взрослых людей она проявляется редко. Это объясняется тем, что организм человека полностью меняется после полового созревания, и его энергетический ресурс становится ограниченным. Но, в то же время, после совершеннолетия возникают новые симптомы СДВГ. Среди них наиболее ярко проявляется неустойчивость внимания. Таким людям очень сложно выполнять ежедневные обязанности, например, производить уборку в доме, готовить еду, сортировать вещи и раскладывать их по своим местам.
Люди с СДВГ склонны провоцировать конфликты. Постоянные ссоры становятся причиной разрушения семьи. Определить, что у взрослого человека есть СДВГ можно по таким признакам:
- сложности с выполнением рутинных дел, таких как, уборка или готовка еды. В быту такие люди дезорганизованы, они рассеяны, легко отвлекаются на посторонние дела и постоянно опаздывают;
- неспособность составлять и контролировать собственный бюджет, а также своевременно оплачивать коммунальные и другие счета. Люди с СДВГ не умеют копить деньги и рационально их использовать;
- отсутствие умения выслушивать собеседника до конца;
- отсутствие тактичности при общении с другими людьми. Человеку с данным видом расстройства сложно сдерживать спонтанные высказывания, они крайне импульсивны;
- забывчивость, которая проявляется в невозможности регулярно принимать лекарственные препараты;
- отсутствие интересов и хобби. Синдром дефицита внимания у взрослых проявляется в неспособности концентрироваться на работе и заниматься одним видом деятельности на протяжении длительного времени;
- возникают постоянные трудности при планировании своей деятельности, а также при последующем выполнении задуманного. У пациентов с синдромом дефицита внимания практически всегда отсутствуют долгосрочные планы;
- невозможность составить отчет, сделать вывод или заключение. Неспособность анализировать что-либо.
Все эти проявления заболевания негативно сказываются на работе человека. Невозможность концентрироваться на выполнении рабочих обязанностей и важных поручений не позволяет продвигаться по карьерной лестнице и достигать высот в профессии. Несдержанность и импульсивность, а также отсутствие такта, осложняет отношение с коллегами и начальством. По этой же причине могут возникать конфликты в семье с близкими людьми.
При СДВГ могут возникнуть трудности с вождением автомобиля, поскольку такие люди не могут концентрировать свое внимание на дороге, при этом замечать всех участников движения, дорожные знаки, сопоставлять картинки с зеркал обзора, оценивать ситуацию и осуществлять необходимые в этот момент действия.
Сказывается синдром и на интимной сфере, особенно это касается женщин. Достичь оргазма им при этом расстройстве практически невозможно. В ходе полового акта нужно полностью сконцентрироваться на происходящем и своих ощущениях, а СДВГ не позволяет этого сделать.
Неимоверно сложно взрослому человеку с СДВГ читать книги и смотреть фильмы, особенно если сюжет не захватывает с первых слов или секунд. У таких людей попросту не хватает терпения, они утрачивают интерес к истории уже после нескольких минут.
Диагностика расстройства
Специалисты утверждают, что СДВГ у взрослых не возникает неожиданно. Это расстройство трансформируется из детской формы патологии. Поэтому в процессе диагностики большое внимание уделяется сбору информации о наличии соответствующей симптоматики в детстве пациента. Для этого производится анкетирование обратившегося за помощью человека, членов его семьи и людей из близкого окружения. Особое внимание уделяется анализу школьных успехов пациента, а также темпов его развития и достигнутых результатов.
Параллельно со сбором информации должно проводиться общемедицинское обследование. Это позволит исключить соматические или неврологические заболеваний, имеющие схожие проявления. Исследования на различных видах томографов позволяют подтвердить наличие органических дефектов в ЦНС. Подобные изменения фиксируются при попытке человека сконцентрироваться на чем-либо. В состоянии покоя органические изменения в головном мозге не фиксируются.
Кроме того, диагностировать СДВГ у взрослых помогают различные тесты. С их помощью можно не только выявить степень умственного развития, но и получить полную картину о пациенте.
Наиболее эффективные способы лечения
Основная сложность в лечении СДВГ у взрослых связана с поздней диагностикой. Чем раньше было выявлено данное расстройство, тем легче будет проходить лечение. Но, в любом случае, оно должно быть комплексным.
Осуществлять лечение синдрома дефицита внимания может психолог или психотерапевта с обязательным назначением медикаментозных препаратов.
Ведущую роль при коррекции такого расстройства, как синдром дефицита внимания у взрослых людей, является психотерапия. Наиболее эффективную методику психотерапевт подбирает исходя из индивидуальных особенностей пациента и тяжести его состояния:
- Когнитивная и поведенческая терапия позволяет поднять самооценку пациента и способствует его самоутверждению.
- Полезны расслабляющие тренинги, используя их человек может снять груз тяжелых психоэмоциональных нагрузок.
- Поведенческие курсы помогают пациенту научиться организовывать свою жизнь, с максимальной пользой использовать свое время, а также распределять его между работой и отдыхом.
- Семейная психотерапия позволит наладить взаимоотношения между супругами, один из которых страдает СДВГ. Для нормализации профессиональной сферы используются рабочие тренинги.
Лечение лекарственными препаратами для взрослых людей строится по той же схеме, что и при терапии детской формы синдрома. Больные СДВГ не могут сами контролировать прием препаратов, в отличи от здоровых людей, поэтому в этом вопросе нужен контроль со стороны родственников.
Наиболее эффективными средствами при лечении СДВГ являются психостимуляторы. Но эта группа препаратов способна вызывать привыкание, поэтому их прием должен контролироваться специалистами. В ходе лечения синдрома дефицита внимания также могут применяться ноотропные препараты. Под их воздействием улучшается мозговая деятельность, с также стабилизируются мыслительные процессы. Рекомендовать конкретные лекарственные средства может только квалифицированный врач после того, как будет проведено тщательное обследование пациента и поставлен точный диагноз.
Медикаментозное лечение позволяет несколько улучшить способность к концентрации внимания, но оно не в состоянии решить проблемы с дезорганизацией, забывчивостью и неумением рассчитывать собственное время. Для того, чтобы лечение было успешным, нужно сочетать известные способы коррекции СДВГ у взрослых.
Дополнительные методы
Наряду с психотерапией и медикаментозным лечением можно применять и другие способы коррекции синдрома дефицита внимания. Большинство из них подходят для самостоятельно использования в качестве вспомогательных методов при комплексной терапии СДВГ.
Одним из самых простых способов уменьшения проявлений синдрома дефицита внимания является регулярное занятие спортом. В процессе выполнения физических упражнений повышается уровень серотонина, дофамина и норэпинефрина в головном мозге. Эти вещества положительно влияют на способность к концентрации внимания. Для достижения устойчивых результатов нужно тренироваться не менее 4 раз в неделю, но для этого не обязательно посещать тренажерный зал. Можно просто совершать пешие прогулки в парке.
Лечение будет более эффективным, если удастся нормализовать сон. Когда человек спит, его мозг отдыхает и расслабляется, в результате улучшается психоэмоциональное состояние. Если стабильный режим сна будет отсутствовать, то симптомы СДВГ будут проявляться с большей силой.
Также следует обратить внимание и на питание, оно должно быть сбалансированным и регулярным. Но при синдроме дефицита внимания важнее следить не за тем, что человек ест, а за тем, как он это делает. Неспособность к самоорганизации приводит к тому, что питание человека становится беспорядочным. Он может длительное время обходиться без еды, а затем поглощать ее в больших количествах. В результате ухудшается не только симптоматика расстройства, но и самочувствие человека в целом.
Устранить некоторые из симптомов СДВГ поможет йога или медитация. Если регулярно практиковаться, то можно усилить внимание, уменьшить импульсивность и беспокойство, а также избавиться от депрессии. Найти рекомендации по занятиям йогой можно в Интернете, но лучше обратиться к тренеру. Он составит наиболее подходящий комплекс упражнений (асан) с учетом вашего возраста и физического здоровья.
Заблуждения относительно СДВГ
В нашей стране взрослых с подтвержденным диагнозом СДВГ не так уж и много. Это объясняется тем, что за специализированной помощью обращаются лишь единицы людей, имеющих подобное расстройство. У нас попросту не принято ходить к психотерапевтам, психологам, и тем более к психиатрам. А вот на западе дело обстоит по-другому. Диагноз СДВГ в свое время был поставлен многим знаменитостям, которые на своем примере показывают, что данное расстройство не приговор. Синдромом дефицита внимания страдает Джим Керри, Перис Хилтон, Джастин Тимберлейк, Аврил Лавин и многие другие мировые звезды кино и эстрады. Они открыто говорят о своих проблемах, помогая тем самым обычным людям поверить в себя и начать менять свою жизнь к лучшему.
Поэтому не стоит верить заблуждению, что СДВГ – это просто «модный» диагноз, который оправдывает плохое воспитание и педагогическую запущенность. Первые научные труды, посвященные СДВГ, увидели свет еще в начале прошлого века. Существуют и другие мифы относительно синдрома дефицита внимания и гиперактивности, приведем некоторые из них:
- диагноз СДВГ ставят практически всем детям, которые излишне подвижны и активны. На самом деле, это расстройство встречается не так уж часто. Примерно 6% населения сталкиваются с подобным расстройством, и только треть из них получает необходимое лечение. Большую часть гиперактивных детей не лечат вообще, особенно это касается девочек;
- синдром дефицита внимания является болезнью гиперактивных мальчишек. Но это далеко не так, в большинстве случаев у пациентов с синдромом дефицита внимания гиперактивность отсутствует. Таких людей просто считают ленивыми и глупыми. Синдром очень распространен среди девочек и женщин, но, согласно статистике, его чаще диагностируют у представителей сильного пола;
- эту болезнь придумали американцы, склонные к поиску простых решений из сложных ситуаций. Синдром встречается практически во всех странах, но не везде это расстройство достаточно изучено;
- главная причина СДВГ – это плохие учителя, родители и отсутствие жесткости в воспитании. Семья и ближайшее окружение может сказаться на состоянии человека с СДВГ, но основной причиной расстройства являются генетические особенности или органические изменения в головном мозгу. В этом случае даже самые опытные учителя и любящие родители редко могут повлиять на поведение ребенка;
- люди с СДВГ прикладывают мало усилий для решения своих проблем, и поэтому не стоит их оправдывать. Исследования на томографах позволили сделать вывод, что чем больше человек с этим синдромом старается, тем больше ухудшается его состояние. При попытке сосредоточится на выполнении какого-либо задания, у пациента попросту отключается лобная кора мозга.
Но самым опасным является заблуждение о том, что дети с СДВГ перерастают эту патологию, и после 12-14 лет все симптомы исчезнут. Современные исследования показали, что проявления синдрома дефицита внимания сохраняются во взрослой жизни более чем у половины всех детей, страдающих этим расстройством.
Такое большое количество мифов и заблуждений относительно СДВГ объясняются тем, что страдающие им дети и взрослые выглядят вполне нормально, они способны справляться с элементарными обязанностями. Синдром, хоть и осложняет жизнь человека, но все же не делает его тяжелобольным. Взрослые приспосабливаются к своей патологии настолько хорошо, что способны ввести в заблуждение даже самых опытных врачей. В большинстве случаев выявить отклонения можно только после тщательного компьютерного исследования головного мозга пациента.
Методы лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Стоит это осознать уже в самом начале, чтобы сформировать правильное отношение, а затем проявлять терпение в стремлении к цели, которой является минимизация симптомов и улучшение качества жизни ребенка. Лечение СДВГ включает в себя фармакологические и психотерапевтические методы.
Симптомы СДВГ
Некоторые дети будут постоянно неспокойны, вертлявы, даже не осознавая этого. Другие будут смотреть в пространство в неподвижности или постоянно витать в облаках, что затрудняет учебу в школе или установление дружбы с другими детьми.
Чтобы убедиться, что ребенок действительно страдает от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.
- постоянно движется, ерзает, осуществляет быстрые, ненужные движения, дергается?
- бегает, ходит, скачет вверх, даже если все вокруг него сидят?
- испытывает проблемы при ожидании своей очереди?
- любое занятие ему быстро наскучивает и приносит лишь несколько мгновений удовольствия?
- постоянно о чем-то думает, у вас складывается впечатление, что он живет в другом мире?
- говорит, когда другие пытаются что-то сказать?
- делает, прежде чем успеет подумать?
- его постоянно отвлекает то, что происходит вокруг?
- имеет постоянные проблемы с работой на уроках и дома?
Если на большинство из этих вопросов Вы ответили «да», лучше обратитесь с ребенком к врачу. Только специалист может точно диагностировать СДВГ . Список тревожных действий ребенка, возьмите с собой на прием.
Кто занимается лечением СДВГ
Ребенок с синдромом СДВГ должен быть, прежде всего, под опекой врача-психиатра. Это, однако, не единственный человек, который занимается лечением этого заболевания. В группу терапии должны также входить психолог и педагог. Как вы можете видеть, дети с СДВГ требуют комплексного лечения. И это еще не полный список людей, от которых нужна помощь для получения эффективной терапии.
Методы лечения СДВГ
Причины дефицита внимания с гиперактивностью весьма сложны. В настоящее время не имеется достаточных медицинских знаний, чтобы точно указать их. Известно, что на появление симптомов СДВГ влияет генетическая предрасположенность, а также появление специфических внешних факторов.
Однако, до сих пор не разработаны формы лечения, которые ведут к полному излечению синдрома гиперактивности. Большинство детей нуждаются в помощи, лечении и поддержке всю жизнь, хотя многие из них «перерастают», по крайней мере, часть симптомов.
Все терапевтические воздействия, в том числе фармакологические, могут привести только к уменьшению выраженности симптомов гиперактивности, но не в состоянии «вылечить» СДВГ .
Психопросвещение
Понимание со стороны семьи и самого ребенок необходимо для того, чтобы обеспечить надлежащий уход на дому и в школе. Это является условием эффективной помощи, а для ребенка шансом на полноценную жизнь, несмотря на переживания неблагоприятных симптомов.
Из-за частой встречаемости у таких детей других расстройств (например, школьных трудностей, таких, как дислексия, дискалькулия) и нарушений поведения, требуется проведение терапевтической работы, ориентированный на эти области.
Кроме перечисленных выше методов помощи ребенку с гиперактивностью используются также вспомогательные методы, такие как, например: набирающая все большую популярность БОС-терапия (биологическая обратная связь), тренировка замены агрессии, сенсорная интеграция, терапия Вероники Шерборн, образовательная кинезиология Деннисона или метод хорошего старта.
Терапия БОС – биологическая обратная связь
Терапия БОС позволяет изменить активность мозговых волн при помощи так называемой биологической обратной связи, то есть использования информации о параметрах функции органа.
Человек участвующий в тренировках БОС имеет прикрепленные к голове электроды, и его задачей является участие в видео-игре только при помощи активности мозга. Это позволяет укрепить волны определенных частот и затормозить другие. Благодаря тренингу одного из диапазонов волн можно благотворно повлиять на концентрацию внимания, с которой так часто имеют трудности люди с СДВГ .
Тренировка замены агрессии
Тренировка замены агрессии (англ. Agression Replacement Training) состоит из трех модулей: тренировка просоциальных навыков , тренировка контроля злости и тренировка моральной оценки. Цель этих вмешательств – заменить агрессивное поведение полезными социальными навыками.
Сенсорная интеграция, терапия Вероники Шерборн, образовательная кинезиология Деннисона – это методы, использующие движение. В сенсорной интеграции предполагается, что конкретные упражнения, в которых участвует ребенок, ведут к улучшению функционирования центральной нервной системы, и это позволяет приобрести новые навыки, которые до сих пор были ущербны.
Двигательная терапия Вероники Шерборн это простые упражнения, ведущие к познанию своего тела, помогающие установить контакт с другим человеком, определить пространство вокруг себя. Они проводятся в форме игр, упражнений, например, песни, стихи, групповые упражнения.
Образовательная кинезиология Деннисона, иногда называемая «гимнастика мозга», – это динамические упражнения, которые приводят к улучшению двигательных функций и визуально-двигательных навыков. Несмотря на популярность тренировки Деннисона, она не имеет научных оснований.
Как вы видите, есть много видов терапии для детей с гиперактивностью и их семей. О необходимости и форме терапии всегда должен принимать решение врач-психиатр или психолог. Однако, несмотря на участие в терапевтических занятиях, наибольшее значение имеет адаптация семейной среды и школьных потребностей ребенка к трудностям, вытекающим из симптомов СДВГ .
Поведенческая терапия СДВГ
Среди основных методов работы с гиперактивным ребенком используется поведенческая терапия. Она основано на усилении желаемого поведения (например, удержании внимания на задаче в течение определенного времени) и искоренение нежелательного поведения (например, агрессии).
Этот метод требует применения «наград» и «наказаний» (не физических!). Наградой может быть, например, похвала, наказанием, игнорирование ребенка. Важно уточнить, какое поведение является желательным, а какое недопустимым, определить четких последствия и обеспечить соблюдение введенных ранее правил.
В поведенческой терапии неотъемлемую роль играют родители, потому что именно они проводят большую часть времени с ребенком. Она определяет некоторые простые правила поведения с ребенком в повседневной жизни.
Эти правила включают в себя:
- ясные наставления, то есть прямые указания, что ребенок должен делать, а чего не делать, например: «садись», «не стой»;
- создание системы правил и последствий их несоблюдения, а также частое напоминание о сложившейся политике;
- оказание одобрения и признание успехов ребенка – позитивное укрепление;
- поддержание зрительного контакта во время разговора;
- применение системы поощрений за положительное поведение.
Медикаментозное лечение СДВГ
Также важно, что эффект применения препаратов виден не сразу. Надо ждать несколько недель. Бывают ситуации, что подбор правильного препарата затягивается на длительное время. Это связано с различие реакций на данный препарат у разных пациентов. Чтобы терапия препаратами была эффективной, необходимо использовать ее регулярно и, в соответствующих дозах.
Для лечения дефицита внимания с гиперактивностью применяются различные лекарственные препараты: психостимулирующие лекарства (в основном производные амфетамина), трициклические антидепрессанты, атомоксетин, клонидин, нейролептики (в небольших дозах). Эти препараты не являются нейтральными и несут риск побочных эффектов.
Эффективность фармакотерапии при лечении СДВГ
Стоит знать, в какой степени препараты могут помочь в лечении. Вы не можете ожидать, что они снимут все проблемы, связанные с СДВГ . Однако, в некоторых случаях они являются неотъемлемым элементом лечения.
Что можно в таком случае ожидать от фармакотерапии
Есть несколько направлений действия препаратов от СДВГ :
- помогают успокоить симптомы гиперактивности;
- помогают ребенку концентрироваться во время учебы, помогают удерживать внимание на выполняемой работе;
- уменьшают разногласия с окружающей средой – информация, поступающая к ребенку извне, то, что говорят ему другие лица, становится для него более доступной и понятной;
- способствуют тому, что ребенок в состоянии с собой совладать.
Однако, нужно помнить, что существуют некоторые ограничения на эффективность фармакотерапии. Вы не можете ожидать, что лекарства заменят правильный подход в воспитании и обучении.
Как следует из наблюдений, создание надлежащих условий для функционирования ребенка со стороны родителей и учителей, является основой правильного развития и снижения симптомов.
Конечно, как уже говорилось ранее, лекарства повысят концентрацию во время уроков и выполнения домашних заданий, но вы не можете ожидать, что средний ученик вдруг окажется среди лучших. Лекарства могут в какой-то степени затормозить импульсивность ребенка.
Однако, если ребенок характеризуется высоким уровнем агрессии, несмотря на систематическое введение препаратов в правильной дозе, то следует подумать над другими ее источниками (например, неправильные отношения в семье, физическое насилие).
Одной из наиболее сложных проблем, сопровождающих СДВГ является дислексия и дисграфия. К сожалению, в случае этих нарушений, медикаментозное лечение не дает результатов.
Естественные способы лечения СДВГ
Из года в год все больше и больше детей и взрослых получают диагноз синдрома психомоторной гиперактивности. Лечение такого нарушения является дорогостоящим и может вызвать побочные эффекты.
Поэтому стоит знать, естественное способы лечения СДВГ .
Диета и лечение СДВГ
Введение специальной диеты является одним из альтернативных методов лечения дефицита внимания с гиперактивностью. Диеты, применяемые для лечения СДВГ , предполагают самое естественное питание. Они основаны на устранении одних веществ в рационе ребенка и расширении содержания других.
Большую популярность приобретает диета доктора Бенджамина Фиенгольда, основанная на теории связи синдром дефицита внимания с гиперактивностью с нетерпимостью к хлебным продуктам. Эта диета предполагает избегание употребления пищевых красителей и консервантов, а также их природных аналогов.
Здесь также объективные исследования не подтвердили эффективность этого метода. У людей с СДВГ рекомендуется диета, ограничивающая потребление фосфатов – так называемая диета.
Все эти диеты требуют много жертв со стороны ребенка и повышенной ответственности со стороны родителей. Могут быть также источником конфликтов. Поэтому необходимо в каждом конкретном случае учитывать, чтобы затраты на внедрение пищевого режима были соразмерны прибыли.
Любые изменения в рационе следует, однако, проводить с осторожностью и всегда после консультации с врачом. И, прежде всего, надо помнить, что они не являются панацеей.
Поддержка ребенка с СДВГ дома
Существуют некоторые общие правила, которые родители должны соблюдать:
- проявлять понимание и принятие ребенка: негативные эмоции могут еще более усугубить симптомы;
- подчеркивание правильного поведения ребенка;
- строгое соблюдение норм и правил;
- установление обязанностей ребенка соразмерным его возможностям.
Поддержка ребенка с СДВГ в школе
Школа – это вторая средой, в которой ребенок проводит больше всего времени, поэтому учителя должны иметь подготовку в области опеки детей с СДВГ . Общие правила поведения с ребенком в школе похожи на тех, которые были перечислены в теме семьи.
Однако, существуют дополнительные условия, выполнение которых может помочь справиться с проблемой:
- создание надлежащих условий во время уроков – важно, чтобы в зале, где проводятся занятия, было сокращено число предметов и цветов, которые могут отвлекать;
- ребенок должен сидеть рядом с учителем, так ему гораздо легче сосредоточить на себе внимание ученика;
- разделение труда – действия, которые ребенок должен делать, не должны быть слишком длинными;
- необходимо делить работу на несколько этапов;
- представление плана урока в начале занятия;
- представление детям дидактических методов, которые помогают усвоению информации;
- интересное проведение уроков, включающие работу в группах и т.д.
Чтобы сказать наверняка, что для ребенка имеет важное значение, обратитесь к педиатру или спросите мнение школьного психолога. После продолжительной беседы о поведении ребенка и ситуации в доме и в школе, может оказаться, что симптомы вызваны другими факторами, а не болезнью.
Иногда это проблемы дома (развод, частые ссоры родителей, смерть в семье) или в школе несут ответственность за такое поведение ребенка.
Йога при
кризисном
поведении ребенка
Эти прекрасные техники помогут найти подход к ребенку.
Я долго подбирала подходящий перевод английского слова holistic. Совсем точного перевода нет, но, мне думается, самое близкое – экологичный. В смысле ненасильственный, безвредный, естественный, вытекающий из порядка, созданного самой природой. Меня всегда интересовала тема кризисного поведения у детей в ракурсе – как помочь? Как предотвратить? Чем оно бывает вызвано? Как мы, взрослые, провоцируем те или иные детские реакции?
Я закончила целый ряд курсов по работе с детьми с особенностями развития, сертифицировалась по международной программе по управлению кризисным поведением, посещала конференции и участвовала в вэбинарах. Специалисты всех мастей предлагали самые разные методы, большинство из которых мне были, что называется «против шерсти» (я естественно даже не говорю о физической силе или медикаментах). Я искала экологичные решения, которые помогали бы ребенку справиться с поведенческой проблемой, но не ущемляли бы его личности, не оскорбляли бы его, не закладывали повторяющиеся матрицы, которые ведут к еще большим проблемам. Так я начала опрашивать мам и собирать коллекцию способов справляться с самыми разными детскими (а зачастую и взрослыми) кризисами. Йога тут оказалась как нельзя более кстати, объединив и дополнив интуитивные способы родителей практиками, которые так эффективно, легко и быстро помогают детям и взрослым.
Ниже несколько техник, которые полезно взять на вооружение, если ваш ребенок:
- часто капризничает и закатывает истерики
- гиперактивен, ему сложно сконцентрироваться
- обладает повышенной сенсорной чувствительностью (плохо переносит громкие звуки, яркий свет и пр)
- проявляет аутичные черты
- беспокоен, испытывает трудности со сном
- Поза ребенка. Как справедливо отмечают родители, «из нее невозможно хулиганить». Действительно, попробуйте прочувствовать эффект этого чудесного почти внутриутробного положения на себе. Если вам удалось сделать так, чтобы ребенок успокоился и несколько минут пробыл в Баласане, положите свои ладони ему на поясницу, чуть выше почек и ближе к позвоночнику, туда, где расположены надпочечники, отвечающие за выброс адреналина. Если ребенок прочувствует успокоительное воздействие этой техники, он начнет сам принимать позу в моменты, когда ему нужно успокоиться и вернуть внутренний мир. Вариация, предложенная одним из ребят: положить на позвоночник утяжелитель, например, массажный резиновый коврик. Эта вариация у нас на занятиях называется поза Ежика J.
- Обнимашки. Вы наверняка прочитали уже не один десяток статей о важности обнимания. Коротко: вдоль плечевого пояса у человека расположены точки, отвечающие за ощущение «Я нужен, я любим». Активировать эти точки необходимо всем – и взрослым, и детям, и как можно чаще. А детям, склонным падать в истерике на пол и кататься с боку на бок (воздействуя тем самым на эти точки), необходимо втройне. Вы можете придумать миллион вариаций обнимашек. Например, в позе сидя на вдохе широко раскрыть руки, на выдохе закрыть их, перекрестив их на груди и обняв себя крепко-крепко. И покачать из стороны в сторону со словами: «Хороший Петя/Вася и тп». Та же вариация может быть стоя или лежа. Или в паре – лицом к лицу или спина к спине. Или посадив ребенка перед собой (его спина к вашему животу). Оооочень эффективно работают обнимашки «на ручках»: вне зависимости от возраста человека (читай: и взрослого) можно взять на руки в позе сидя, собрать, максимально имитируя позу эмбриона – колени к груди, голова спрятана в колени – и покачать, напевая или приговаривая что-то приятное.
- Мантры. Пение мантр работает безотказно. Даже если Вам это неочевидно. Моя преподаватель йоги для особых детей Джо Меньюэл рассказывает историю, когда она была была приглашена на индивидуальное занятие на дом к девочке с тяжелой формой аутизма. Занятия, по словам Джо, не получилось. Ребенок не то что не сел на коврик, а ни разу не замедлился, наматывая круги по комнате. Джо ничего не смогла сделать. Она просто сидела и пела мантры. Полтора часа. Ушла с тяжелым сердцем и позвонила родителям на следующий день, чтобы сказать, что не видит смысла в таких занятиях, расписаться в собственном бессилии. Но не успела она открыть рот, как мама девочки сказала: «Джо, то, что Вы сделали, невероятно! Она никогда не была так спокойна! Она впервые в жизни легко заснула и проспала всю ночь! Мы ждем Вас снова!» Из моей практики: детям очень нравятся собственные мантры – слова, придуманные ими или мамой – родные, несущие защищенность, комфорт, тихую радость.
- Вода или воздух. Способ, подсказанный ситуацией, в которой маме нужно было остудить пыл довольно немаленькой девочки в приступе сильной истерики. Она за долю секунды извлекла из сумки бутылку с водой, набрала в рот и окатила девушку, ни слова не говоря. Как по волшебству приступ прекратился. Я этот способ использовала в вариации сильно дунуть на ребенка в районе лба (в отсутствии воды). Это хоть и выглядит несколько неожиданно, но при ближайшем рассмотрении никак не обижает ребенка. В момент, когда бушует огонь, на помощь приходят стихии воды или ветра, его остужающие.
- Гусенички. Они же посылки. Раскладываем один, а лучше несколько ковриков для йоги в одну длинную дорожку. Кладем ребенка поперек первого коврика и заворачиваем по всей длине так, чтобы не перекрывать лицо. Развернуться ребенок должен сам. Ощущение спеленутости, невозможности размахивать руками, вскочить – ровно то, что нужно. К тому же позволяет не нагнетать ситуацию, а превратить ее в игру: «Ну-ка, кому мы сегодня отправляем посылку?» За неимением коврика (например, в поездке) хорошо использовать тяжелые одеяла. Как вариант – накрыть ноги в шавасане несколькими тяжелыми одеялами.
- Зеркало. Любой грамотный детский психолог работает с проблемами родителей. Не забывайте, что дети зеркалят взрослых. И зачастую истерика ребенка – это ваша истерика, возможно, хорошо скрываемая, но от этого тем более сильная. Едва ли не самый эффективный способ справиться с детской истерикой – помочь маме. На моей практике был случай, когда мама пришла с мальчиком, который улегся в углу зала калачиком, закрыл уши руками, и наотрез отказался заниматься. Тихая, но тоже истерика. Разговорились с мамой, и она поделилась наболевшим: вчера сорвалась, накричала на старшего сына, который чуть не сжег квартиру, забыв выключить плиту. «Я сама от себя не ожидала, что могу так кричать на собственного ребенка! Ну как я могла. Это я от испуга за него, я понимаю, но от этого не легче!». Слушала ее и наблюдала позу: зажатая, ссутуленная, руками жестикулирует на уровне солнечного сплетения. Я предложила ей самой отследить, где «горячо» – где засел ужас, стыд, страх, раскаяние – весь клубок эмоций той ситуации. Отследила – указала на диафрагму и грудную клетку. Я предложила ей лечь на два кирипича, один расположить вдоль позвоночника на широкой грани, второй – под голову на узкой грани, накрыв одеялом для удобства. Раскинуть руки, раскрыв грудную клетку. Подышать через солнечное сплетение – визуализировать, как успокаивается пламя. Через 20 минут мальчик сам встал и включился в занятие.
- Потягуши. Химию не обманешь. Попробуйте с помощью второго взрослого растянуть ребенка за руки и за ноги. При вытяжении выделяется серотонин, который дарит ощущение спокойствия, приятного состояния наподобие пробуждению после глубокого полноценного сна. И практикуйте потягуши утром – они настраивают на спокойное начало дня.
- Замедленное дыхание. Факты таковы: дети дышат чаще, чем взрослые. Глубокое медленное дыхание взрослого рядом успокаивает, дарит чувство защищенности. Поэтому так важно задавать этот ровный медленный ритм. И самим не забывать дышать. Это способ, кстати, отлично работает и для взрослых: он может вам пригодится на переговорах, когда нужно успокоить не в меру горячего визави. Дышите медленнее!
- Нервы. Положите одну руку на основание головы/шею, а другую на крестец. Не давите сильно, но ваши руки не должны оставлять ощущение легкого поглаживания. Они тяжелые, словно проваливаются внутрь. Вы расположили их на двух центрах парасимпатической нервной системы, которым мы таким образом как бы даем руководство к расслаблению. Активируются механизмы, отвечающие за отдых, релаксацию.
- Сенсорика. Эта рекомендация не только для беспокойных детей, но и для взрослых, которые часто не отслеживают простые, но со стороны очевидные вещи. Если человек беспокоен «непонятно, почему», попробуйте снизить сенсорную нагрузку – запахи, звуки, свет, тактильные ощущения – проанализируйте, что именно в среде может быть раздражителем. Новые занавески и диммеры творят чудеса не только в йога-зале.
- WOW-эффект. Этот способ работает в самом начале истерики и не менее эффективен как превентивная мера. Ведь зачастую мы знаем, что ребенок может «защищаться» от самых безобидных, на взгляд взрослого, вещей. Например, может скандалить, если понимает, что ему предстоит помыть голову. И в таком случае истерика – скорее сознательная манипуляция взрослым, который, авось, сдастся и уступит. Здесь важно не входить в штопор, наставивая на своем. А развернуть ситуацию, сделав ход конем. На моих глазах мама применила технику, оказавшую wow-эффект не только на ребенка, но и на меня. Как круто, как просто, как гениально! Она пресекла крики, начав петь «Спокойной ночи, малыши» в джазовой обработке. Очень часто лучший способ успокоить ребенка – это его удивить. И для этого не нужны ни дорогие игрушки, ни навороченные гаджеты. Мамин голос форева!