Фитотерапия при лечении умственной отсталости у детей - RusRodnik.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Фитотерапия при лечении умственной отсталости у детей

ТЕРАПИЯ И ПРОФИЛАКТИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ УДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В недалеком прошлом считалось, что умственно отсталые дети, как правило, не нуждаются в медикаментозном лечении ввиду инкурабель-ности их дефекта. Это было связано с неверием в возможность улучшить их психическое состояние, с незнанием этиологии многих синдромов недоразвития и отсутствием эффективных терапевтических средств. В действительности основное условие лечения детей и подростков с умственной отсталостью — убежденность в том, что можно улучшить их психическое состояние или добиться соответствующей их психическому недоразвитию социальной адаптации (абилитации). Содержанием терапии должны быть ликвидация, если это возможно, основного патогенетического механизма психического недоразвития, стимуляция существующих компенсаторных механизмов, противодействие негативной динамике и осложнениям другими нервно-психическими расстройствами (коморбидности).

Дети с более или менее тяжелыми степенями психического недоразвития выявляются в раннем и дошкольном возрасте, с более легкими — чаще всего не ранее начала обучения в школе. В связи с этим лечебно-коррекционные меры начинают не сразу, а лишь после длительного изучения ребенка, когда отпадут все сомнения в диагнозе. В результате оказываются упущенными самые чувствительные к стимуляции развития первые годы жизни. Для начала коррекционно-пе-дагогических мер и для назначения медикаментов достаточно факта отставания ребенка от сверстников. Чем раньше начинают помогать отстающему ребенку, тем большего успеха удается добиться. Рано назначенное лечение, обсуждение его перспектив с родителями, вовлечение их в коррекцию отсталости ребенка поможет последним реалистически подойти к его будущим возможностям и активно участвовать в абилитации. Это воспрепятствует возникновению у него и у родителей разочарований и связанных с этим эмоциональных расстройств.

Терапевтическое вмешательство может быть осуществлено только в случае всесторонней оценки больного. Без многостороннего диагноза, в котором найдет отражение оценка интеллектуальных особенностей, квалификация всей клинической картины, этиологии и психосоциальных условий развития, невозможно достигнуть успехов в лечении. Только в этом случае можно выработать соответствующий состоянию умственно отсталого индивида план абилитации, назначить коррекционные педагогические мероприятия и медикаментозное лечение. В любой лечебной программе основное место занимает семья. Получившие представление о состоянии и перспективах больного ребенка родители станут активными исполнителями и участниками разработанного врачом и педагогом лечебно-коррекционного плана. В дальнейшем, по мере развития ребенка, они могут создавать сами новые подходы к лечению и, обсуждая их с врачом, активно проводить в жизнь. В зависимости от позиции родителей могут понадобиться специальные объяснения и убедительные доводы, чтобы сделать их сознательными и полезными участниками лечебно-педагогического процесса. Без этой помощи все усилия врача могут оказаться малоэффективными.

Успешность социальной адаптации и предотвращения инвалидности, безусловно, зависят от правильного выбора методов лечения (медикаментозных, педагогических, трудотерапевтических), их комбинации, от правильного и индивидуального дозирования их в тот или иной возрастной период. Как выбор методов, так в конечном итоге и их эффективность зависят от правильно определенной цели терапевтического вмешательства. Структура интеллектуального дефекта, эмоционально-волевые расстройства, семейная ситуация, среда, в которой находится семья, и т. д. диктуют разные способы их коррекции. Важно выявить наиболее сохранные стороны психической деятельности и, опираясь на них, построить план обучения и приспособления ребенка к жизни. При этом должна быть сформулирована достижимая для конкретного ребенка цель — компенсация дефекта или посильная социальная адаптация с определенной степенью способности к самостоятельной деятельности. Лечебно-педагогические меры одновременно являются и профилактикой возникновения на фоне отсталости поведенческих, невротических, психотических и других расстройств.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕДИКАМЕНТОЗНОЙ ТЕРАПИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

К основным принципам медикаментозной терапии детей с умственной отсталостью относятся: 1) максимально раннее начало лечения, 2) комплексный подход к лечению, 3) дифференцированность, 4) систематичность, 5) предупреждения осложнений и сочетанных с умственной отсталостью заболеваний.

Препятствием для применения наших знаний по лечению отсталости нередко является невозможность добиться эффекта при позднем начале терапии. Особенно это касается случаев с известной этиологией (например, глукозурия, фруктозурия и т. д.). Очень большое значение имеет раннее терапевтическое вмешательство и при недифференцированных формах, так как в раннем детстве в наиболее чувствительные периоды развития ребенок может отреагировать на стимуляцию более благоприятно, чем в старшем возрасте. Отсюда вытекает следующий важный и обязательный принцип лечения — максимально раннее назначение лекарственных средств при любых формах умственной отсталости.

Необходимость комплексного лечения связана с тем, что в подавляющем большинстве случаев причиной умственной отсталости оказываются несколько вредоносных факторов. Чаще всего наследственное предрасположение сочетается с последствиями перенесенных органических поражений мозга и неблагополучными социальными обстоятельствами. Относительная ограниченность спектра действия лекарственных препаратов, неспособных успешно воздействовать на патогенетические механизмы, лежащие в основе психического недоразвития, также требует назначения медикаментов в разных комбинациях. В связи с этим комплекс лекарственных средств, применяемых у умственно отсталых детей, должен включать как препараты метаболического действия: биогенные стимуляторы, витамины, аминокислоты, пептиды, так и средства, улучшающие мозговое кровообращение, психостимуляторы, и т. д. Комплексность терапии означает также сочетание патогенетических (специфических), общеукрепляющих и симптоматических средств.

Дифференцированный характер лечения диктуется разнообразием клинических форм умственной отсталости (стеническая, астеническая и другие формы), известной или неизвестной этиологией, особенностями структуры интеллектуального недоразвития (структуры слабоумия), разной степенью выраженности эмоционально-волевых расстройств, наличием или отсутствием поведенческих, пароксизмальных, психотических и других сопутствующих расстройств. Следует также учитывать динамику коррекции патологических расстройств, поддающихся терапии или резистентных к ней, а также характер фармакологического действия препаратов как в изолированном, так и в комбинированном их применении. Все это заставляет в каждом отдельном случае подбирать наиболее адекватный для конкретного индивида комплекс лекарственных средств. Успешность терапии будет зависеть от соответствия индивидуальной дозировки медикаментов возрасту детей, а также от их разной чувствительности к ним.

Систематичность медикаментозной терапии определяется тем, что при ее кратковременности лечебный эффект может не проявиться вовсе или быть очень незначительным. Кроме того, требуются изменения назначений с учетом эволютивной динамики умственно отсталых детей и их податливости лечению. План терапии должен также соответствовать усложняющимся на каждом возрастном этапе задачам социально-бытовой адаптации умственно отсталых индивидов.

Этиологическое лечение возможно лишь при некоторых синдромах психического недоразвития (например, при фенилкетонурии). Во многих случаях в процессе лечения трудно рассчитывать на полную ликвидацию интеллектуального дефекта или даже частичное его уменьшение посредством назначения только одной медикаментозной терапии. Эффективность терапии оценивается по успехам социальной адаптации умственно отсталых, а она, как правило, достигается с помощью коррекционных педагогических воздействий. Медикаментозная терапия оказывает главным образом эффект, способствующий успешности абилитации, а также поддерживает уже достигнутые результаты. Большее ее значение при воздействии на коморбидные (сопутствующие) расстройства: невротические, поведенческие, психотические, пароксизмальные и другие.

Медикаментозные средства нередко используются для предупреждения и лечения того, что предрасполагает к развитию умственной отсталости, чем для коррекции последней. Так, антибиотики при лечении врожденных и ранних младенческих инфекций, специальная диета для коррекции обменных дефектов и гормоны для исправления эндокринных нарушений в первые месяцы жизни ребенка используются как для предупреждения, так и для лечения многих типов психического недоразвития. Назначение медикаментов наряду с психотерапией и педагогическими мерами может предупредить часто встречающиеся у умственно отсталых лиц осложнения другими нервно-психическими расстройствами.

Читайте также:  Опасность увлечения энергетическими напитками

В целом комплексную терапию психического недоразвития условно можно разделить на специфическое, патогенетическое и симптоматическое лечение в зависимости от критериев выбора медикаментозных средств. Эти направления во многих случаях оказываются оправданными только при обязательном их сочетании.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

–>Русский лекарь –>

Стандарты лечения больных в поликлинике [96]Радиолюбители о кризисе на Украине [29]

Войти через uID

Каталог статей

Современные методы лечения умственной отсталости у детей
Стандарты лечения умственной отсталости у детей
Протоколы лечения умственной отсталости у детей

Умственная отсталость у детей

Профиль: педиатрический.
Этап: стационар.

Длительность лечения: 30 дней.

Коды МКБ:
F70 Умственная отсталость легкой степени
F71 Умственная отсталость умеренная
F72 Умственная отсталость тяжелая.

Определение: Умственная отсталость (умственое недоразвитие) – за рубежом используется для обозначения многообразных форм поражения интеллекта, независимо от характера заболевания, при которых оно возникает.

Классификация:
1. легкая умственная отсталость;
2. умеренная умственная отсталость;
3. тяжелая умственная отсталость;
4. глубокая умственная отсталость;
5. неуточненная умственная отсталость;
6. другие виды умственной отсталости.

Факторы риска:
1. состояние здоровья родителей и условий работы к началу беременности;
2. наличие гестоза, перенесенные матерью заболевания, принимаемые медикаменты во время беременности, течение родов (продолжительность, наложение щипцов, асфиксия), состояние новорожденного после родов (желтуха, судороги, вздрагивания);
3. своевременность основных этапов моторного и психического развития;
4. наследственный фактор.

Показания для госпитализации:
1. задержка психического развития в виде выраженных эмоционально-волевых расстройств и моторики (запаздывание становления стато-моторных актов, отсутствие моторно-адаптивных движений, слабовыраженный интерес к окружающим, игрушкам, речи);
2. диагностика уровня задержки;
3. решение социальных вопросов.

Необходимый объем обследования перед плановой госпитализацией:
1. консультация: невролога, психолога, генетика, эндокринолога, психиатра.

Критерии диагностики:
1. наличие биологической неполноценности мозга, устанавливаемой на основании анамнеза, психического, неврологического и соматического статусов;
2. характерная структура диффузного слабоумия с обязательной недостаточностью понятийного мышления и недоразвитием личности;
3. непрогредиентность состояния с положительной, хотя и в разной степени замедленной динамикой психического развития.

Перечень основных диагностических мероприятий:
1. Биохимический анализ крови на фенилкетонурию, гистидинемию, гомоцистинурию, галактоземию, фруктозурию;
2. Консультация невролога;
3. Общий анализ крови (6 параметров);
4. Общий анализ мочи;
5. Определение общего белка;
6. Определение АЛТ, АСТ;
7. Определение билирубина;
9. Исследование кала на яйца глист.

Перечень дополнительных диагностических мероприятий:
1. Нейропсихологическое тестирование;
2. Хромасомный анализ (кариотипирование);
3. Консультация генетика;
4. Консультация психиатра;
5. Консультация эндокринолога;
6. Консультация психолога;
7. Консультация логопеда;
8. Анализ крови на внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирус) ;
9. Микрореакция.

Тактика лечения:
Медикаментозное и коррекционно-воспитательные мероприятия.
Медикаментозное лечение:
1. Психомоторные стимуляторы (тонизирующее влияние на кору, ретикулярную формацию без вмешательства в метаболизм нервных клеток: адаптол 300 мг в таблетке, независимо от прима пищи, курсом от нескольких дней до 2-3 мес, от 0,5 до1 таблетки Х 3 раза в день в зависимости от возраста.
2. Препараты, стимулирующие психическое развитие, улучшающие мозговой метаболизм – энцефабол 0,25 мг табл.
3. Антидепрессанты – амитриптилин, препараты L-дофа.
4. Общеукрепляющие: поливитамины.
5. Препараты кальция, фосфора, железа, фитин, фосфрен.
6. Седативные, нейролептические препараты (дизепам табл. 2 мг. 5 мг, р-р. 10мг/2,0);
7. Противосудорожные препараты: фенобарбитал 0,01 мг/год жизни, препараты вальпроевой кислоты 20-25 мг/кг/сут, ламотриджин, карбамазепины (финлепсин).
Курс лечения 1 месяц.

Перечень основных медикаментов:
1. Амитриптилин 25 мг, 50 мг табл.;
2. Дизепам 10 мг/2 мл амп.; 5 мг, 10 мг табл;
3. Вальпроевая кислота 150 мг, 300 мг, 500 мг табл.

Перечень дополнительных медикаментов:
1. Препараты L-дофа 50 мг табл.;
2. Поливитамины;
3. Фенобарбитал 50 мг, 100 мг табл.

Критерии перевода на следующий этап лечения:
1. cтабилизация и улучшение нарушенных функций;
2. реабилитация;
3. поддерживающая терапия;
4. наблюдение психолога.

Умственная отсталость у детей

Умственная отсталость у детей проявляется из-за органического поражения головного мозга, когда происходит нарушение нормального развития психологического и познавательного процесса.

Детям сложно говорить, логически мыслить, активно воспринимать всё то, что их окружает.

Также у детей с умственными отклонениями есть проблемы эмоционального характера:

  • высокая возбудимость или же вялость и полное отсутствие интереса к чему-либо;
  • сложности в формировании целей и мотивации для какого-то вида деятельности.

Физическое развитие у таких детей также отклоняется от нормы. У них может развиваться:

  • дисплазия;
  • деформация черепа;
  • непропорциональные размеры конечностей;
  • нарушение общей и мелкой моторики;
  • проблемы с двигательными функциями.

Умственная отсталость бывает двух типов: олигофрения и деменция.

Олигофрения может возникнуть вследствие самых различных причин, таких как наследственность, хромосомные аберрации, природные патологии, органическое поражение центральной нервной системы в утробе матери или же сразу после рождения. При такой форме заболевания, органическая недостаточность не прогрессирует. Именно поэтому, ребёнок с такой патологией может развиваться, как и его здоровые сверстники, но в его развитии будут заметны некоторые особенности.

В свою очередь деменция является заболеванием, которое постоянно влияет на познавательную деятельность, поэтому снижает у ребенка желание познавать, критично мыслить и чувствовать весь спектр эмоций. Эта болезнь с годами всё больше и больше прогрессирует. Она может возникать у детей в следствие органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалитах), а так­же вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов).

Если говорить об умственной отсталости в соответствии с международной классификацией, то эта болезнь имеет три степени.

  1. Первая степень – дебильность. Люди с такой патологией имеют лёгкую, неглубокую отсталость в развитии.
  2. Вторая степень – имбецильность. При такой патологии, у ребёнка проявляется глубокая отсталость и серьезные нарушения в развитии.
  3. Третья степень – идиотия. Человек с таким заболеванием имеет тяжёлую глубокую отсталость. Неадекватно воспринимает окружающий мир, неспособен к познанию и оценке происходящего вокруг.

Умственная отсталость может быть:

  • лёгкой;
  • умеренной;
  • тяжёлой;
  • глубокой.

Современная психиатрия выделяет три группы факторов, которые влияют на развитие умственной отсталости.

  1. Первая группа: наследственные и генетические патологии вызванные неполноценностью гендерных клеток у родителей, наследственными заболеваниями и патологией эмбриогенеза.
  2. Вторая группа: заражение инфекциями. Постоянные интоксикации и травмы и у матери во время беременности.
  3. Третья группа: травмы во время родов, а также поражение центральной нервной системы в первые недели жизни ребёнка.

Для того чтобы поставить правильный диагноз нужно обращать внимание на три основные группы синдромов:

  • те синдромы, которые связаны с дисфункцией созревания центральной нервной системы;
  • те синдромы, которые связанны с повреждением центральной нервной системы;
  • те синдромы, которые отражают вторичные защитные механизмы организма.

Умственная отсталость может быть:

  • клиническая, когда органически поражён головной мозг;
  • психологическая, когда у ребёнка возникают серьёзные проблемы с познавательной деятельностью;
  • педагогическая, когда у ребёнка очень низкая способность к обучению (чтение, счёт, письмо).

Первопричиной умственной отсталости детей, почти всегда является значительная задержка развития на первом году жизни, что, в итоге, и приводит к последующим проблемам с познанием мира, обучением и логическим мышлением.

  • 1004 просмотра

По теме

Как укрепить иммунитет ребенка

Нейросонография новорожденных

Микроцефалия у детей

Истерия у детей

Причины плача ребенка

Народная медицина

Дети – цветы жизни и самое дорогое, что только у нас есть. Они почти наши маленькие копии, они похожи на нас – те же глаза, те же волосы, та же улыбка. Но в то же время они гораздо уязвимее нас, и нуждаются в нашей помощи и поддержке. Их организм растёт, их органы развиваются, и им нужно гораздо больше энергии, питательных веществ, кислорода, и тем более – заботы и внимания, чем взрослому человеку.

Иммунная система детей несовершенна. У совсем маленьких, до года, она вообще практически отсутствует, и все защитные функции выполняют материнские антитела, получаемые вместе с молоком во время кормления.

У детей постарше она уже сформирована, но всё равно остаётся несбалансированной и не даёт адекватного ответа на инфекционные и вирусные агенты. Или, наоборот, даёт слишком резкий и сильный ответ, который сам по себе может поставить под угрозу жизнь или здоровье ребёнка.

Все заболевания у детей развиваются по-своему, не так, как у взрослых, и гораздо быстрее. У детей практически нет ресурсов, они не могут болеть долго, и если им не помочь сразу, то уже буквально через несколько часов может стать поздно. Взрослый может длительное время находиться в контакте с больным гриппом и не заразиться, ребёнок же подхватит болезнь сразу. Взрослый может несколько недель без вреда для себя обходиться без пищи и несколько дней – без воды, для ребёнка же даже суточное голодание может окончиться плачевно.

Кроме того, многие симптомы заболеваний в детском возрасте бывают смазанными или нечёткими. Поэтому жизненно важно обращать внимание на мельчайшие симптомы, малейшие странности в поведении ребёнка, чтобы не упустить начало развития заболевания. Дети это такая вещь, которая, один раз появившись в нашей жизни, займёт все наши силы и всё наше внимание на долгие и долгие годы.

Этот раздел посвящён детям и частым для них заболеваниям, а также методам их лечения.

Лечение умственной отсталости

Умственная отсталость представляет собой такое интеллектуальное развитие, которое не соответствует возрасту. Люди с таким диагнозом испытывают огромные трудности в общении, обучении и социальной адаптации. Дефекты в познавательных способностях нарушают нормальную жизнедеятельность.

Такие умственные дефекты могут быть как врожденные, так и приобретенные в начале жизни. Причин появления такого заболевания множество, но наиболее распространенными являются следующие:

  1. Генетическая причина – отклонение от нормы во время становления генов и слияния хромосом, генные мутации.
  2. Негативное влияние среды – ранние и поздние сроки беременности, послеродовый период.

Точное установление причины развития умственной отсталости – довольно сложный и трудоемкий процесс. Самыми распространенными негативными факторами, которые влияют на интеллектуальное развитие плода в утробе матери, являются употребление несовместимых с беременностью лекарственных препаратов, чрезмерное употребление алкоголя, лучевая терапия, вирусные инфекции и плохое питание.

Умственная отсталость проявляется сразу в нескольких формах:

  1. Общее снижение интеллектуального развития.
  2. Системная недоразвитость речевого аппарата.
  3. Нарушение внимания и восприятия.
  4. Нарушение эмоциональной сферы.

Людям с таким диагнозом сложно переключаться с одного дела на другое, распределять задачи, формировать и высказывать мысли, а также воспринимать информационный поток. Часто наблюдается неустойчивость в эмоциональном плане, несоответствие эмоции текущей ситуации, нарушения памяти и функции запоминания знаний. Частый спутник болезни – медленная, несвязная речь или ее полное отсутствие.

Диагностика и лечение умственной отсталости

Диагноз «умственная отсталость» можно установить на ранних этапах развития – когда ребенок начинает активно двигаться и воспроизводить отрезки речи. Для детей с таким заболеванием характерны следующие нарушения активности:

  • позднее держание головы;
  • запоздалое ползанье, лепет;
  • позднее произнесение слов, слогов, фраз;
  • импульсивные эмоциональные реакции;
  • преобладание конкретного мышления над абстрактным.

Врачи-психологи проводят диагностику заболевания на поздних стадиях развития с помощью специальных стандартизированных тестов. Такие задания позволяют с наибольшей точностью определить показатели интеллектуального развития и возможные отклонения.

Специализированное лечение умственной отсталости

Детские психиатры и учителя специализированных школ могут дать своим воспитанникам необходимые знания, а также обеспечить должное наблюдение и уход. Дети с легкой степенью отсталости занимаются по такой программе, которая основана на конкретно-наглядных методиках. После прохождения программы они могут свободно ориентироваться в окружающем пространстве и адаптироваться под его изменения.

Для детей с умеренной степенью отсталости разработана специальная программа, которая помогает овладеть письмом и чтением, а также порядковым счетом. Они также способны овладеть простыми трудовыми навыками и принимать участие в элементарных трудовых процессах под наблюдением.

Лечение умственной отсталости – Гаммалон

Лечение умственной отсталости медикаментами является одним из способов улучшения качества жизни людей с таким заболеванием. Синтетические препараты могут улучшить состояние больного, но часто имеют непродолжительный эффект и большой список противопоказаний и негативных воздействий на другие органы и системы. Натуральный препарат Гаммалон используется для активации работы головного мозга и не имеет негативного влияния на другие системы организма.

Основной компонент формулы – гамма-аминомасляная кислота – обладает широким спектром лечебного действия и абсолютно безопасен в применении. Ключевая характеристика препарата – избирательность и направленность действия. Активные компоненты состава влияют непосредственно на нервную клетку, повышая активность нейронов и стабилизируя работу клеточной мембраны. Это позволяет ускорить клеточный синтез.

Препарат Гаммалон используется для лечения умственной отсталости, улучшения памяти, более эффективного и быстрого усвоения информации, стимулирования когнитивных процессов в мозге, восстановления оптимальной двигательной активности.

Регулярный прием препарата Гаммалон улучшает состояние ребенка с умственной отсталостью, восстанавливает правильную работу пораженных участков головного мозга и стабилизирует работу нервной системы.

Смотрите также популярные препараты:

Фитотерапия при лечении умственной отсталости у детей

Национальный медицинский исследовательский
центр психиатрии и неврологии
им. В.М. Бехтерева

Психические заболевания у детей

Умственная отсталость

Умственная отсталость – психическая болезнь? Этот вопрос обычно задают первым испуганные родители.

Умственной отсталостью называют особое состояние психики ребенка, при котором функционирование его центральной нервной системы и интеллект формируется с уровнем низким или ниже среднего.

Специалистами доказано, что такой ребенок может обучаться до обозначенного предела его индивидуальных возможностей.

Внимание! Родителям детей, которым выставлен этот диагноз, следует уяснить, что не нужно «делать все возможное», чтобы «вылепить» всеми правдами и неправдами из своего ребенка копию других, «нормальных» детей.

Но это совсем не означает, что на ребенка нужно «махнуть рукой» и пустить ситуацию на самотек. Чем раньше родители обратятся за помощью к опытному психологу и квалифицированному детскому психиатру и начнут обращаться с ребенком в соответствии с рекомендациями специалистов, тем быстрее он сможет интегрироваться в социум. А именно это – самая важная задача, которую можно осуществить только с учетом индивидуальных особенностей психики ребенка.

Умственная отсталость – как ее определить?

Недостаточное развитие психических процессов и задержка умственного развития проявляют себя нарушениями интеллекта в той или иной степени.

Почему это происходит?

Все «ненормальные» проявления – это результат различных патологий головного мозга и центральной нервной системы и мозга. Поэтому ребенок не может адаптироваться в социуме.

О симптоматике

  • в интеллектуальном развитии;
  • в психомоторных функциях;
  • в проявлении эмоций;
  • в волевых качествах.

Олигофрения и умственная отсталость – что это?

«Олигофрения» – это греческое слово, которое переводится как « малый ум», «малоумие». Термин ввел в употребление Э. Крепелин.

Под этими двумя словами – умственная отсталость и олигофрения в психиатрической практике подразумевается одно и то же – нарушение интеллектуального развития.

Внимание! Диагноз «олигофрения» выставляется исключительно в случаях установления точной причины патологии. Если же истоки не установлены, то в тогда случаях принято использовать словосочетание «умственная отсталость».

В чем отличие двух терминологий?

Умственная отсталость – это медицинский термин, рамки которого значительно шире диагноза олигофрения. В этом случае имеют в виду не только отставание психоэмоционального развития, вызванного органическими патологиями. Сюда включают и те варианты, когда ребенок «запущен» в социальном и педагогическом аспектах.

Врачи- психиатры говорят, что олигофрен – это специфический индивид, который не способен самостоятельно адаптироваться в окружающей среде.

Какая бывает умственная отсталость?
Существует два вида детской умственной отсталости:

Врожденная, то есть олигофрения, это вид отсталости, которая наблюдается уже у новорожденного. Этот дефект психики не поддается коррекции, интеллектуальное развитие не приходит в норму. Даже взрослый человек остается по интеллектуальным способностям таким же, как и был ранее. Психиатры говорят об олигофрении как о непрогредиентном процессе.

Приобретенная, то есть деменция, вид отсталости, при котором снижение интеллекта соответствует определенному периоду жизни человека. Для такого вида отсталости характерно так называемое прогредиентное течение, с постепенным развитием и нарастанием симптоматики.

Степень отсталости подлежит измерению (коэффициент IQ) по количественному показателю. Проводится с помощью специально разработанных стандартных психологических тестов.

Умственная отсталость. Определение степени IQ
Вопрос степени нарушения при умственной отсталости у детей стоит весьма остро. Именно от этого зависит в конечном итоге дальнейший прогноз по заболеванию и комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию ребенка в окружающей среде.

Степень тяжести нарушений интеллектуального развития может колебаться в широком диапазоне.

В классической психиатрии при классификации принято выделять три степени заболевания:

Внимание! В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) обозначено четыре степени, вместо трех:

  • дебильность в легкой степени с уровнем IQ 50 – 69 пунктов;
  • имбецильность в умеренной степени с уровнем IQ 35 – 49;
  • имбецильность — тяжелая степень с уровнем IQ 20 – 34;
  • глубокая идиотия с уровнем IQ меньше 20.

Необходимо понять, что детская умственная отсталость терапии не поддается. Но врачи-психиатры при отсутствии противопоказаний оказывают посильную медицинскую помощь таким пациентам. Например, назначаются стимулирующие медикаментозные средства, которые способны дать некоторый лечебный эффект, обозначенный рамками индивидуальными биологическими возможностями.

Что можно сказать родителям?

От каких факторов в большей мере зависит процесс интеллектуального развития, качество и скорость адаптация в социальной среде умственно отсталого ребенка? Необходимо своевременно подбирать индивидуальную систему коррекции, разрабатывать программы обучения и обозначить методику воспитания.

Какие причины вызывают умственную отсталость?

Первый фактор – формирование интеллектуальных способностей, который определен генетикой. Следующий фактор – среда.

Следует понимать, что те дети, которые родились в семье, где уже имеются родственники со сниженным интеллектом, уже изначально входят в группу риска.

Внимание! Генетической предрасположенностью обусловлено более половины случаев умственной отсталости в тяжелой степени. Но следует понимать, что лишь генетический фактор – это большая редкость.

Примерно восемьдесят случаев из ста составляют пациенты, достоверная причина заболевания у которых не определена.

Перечень возможных причин включает:

  • наследственные заболевания нервной системы и метаболические патологии, например, кретинизм, фенилкетонурия, а так же врожденные аномалии хромосом;
  • внутриутробные инфекции, включая цитомегаловирус, краснуху, ВИЧ;
  • интоксикация (алкоголь, токсические вещества) и прием наркотиков;
  • употребление некоторых медикаментозных препаратов, например, антиконвульсантов;
  • медицинские процедуры, например, химиотерапия;
  • радиактивное облучение;
  • недоношенность плода в большой степени;
  • патологические роды (применение щипцов, асфиксия, сложная многоплодная беременность, родовые травмы;
  • гипоксия (кислородное голодание) головного мозга;
  • травмы головного мозга;
  • нейроинфекции, например, нейроэнцефалопатия;
  • психоэмоциональная депривация;
  • социально-педагогическая запущенность;
  • скудное питание.

Как диагностируется умственная отсталость?

Поскольку диагноз – это то, что способно изменить судьбу и предопределить всю дальнейшую жизнь, обследование следует проводить только в специализированном медицинском учреждении, где к услугам пациентов врачи с большим опытом работы и достаточной квалификацией.

Психическая задержка становится заметной в тот период, когда у детей происходит формирование речевых и двигательных навыков. Этот возраст приходится на период от двух, двух с половиной и трех лет.

Родителям следует обратить внимание:

  • как хорошо и уверенно ребенок держит головку;
  • когда он сидится;
  • как ползает;
  • как произносит первые звуки, лепечет.

Внимание! Дети с умственной отсталостью очень импульсивно реагируют на происходящее вокруг. У них наблюдается крайность в проявлении эмоций, их побуждения часто отличаются примитивностью и бесцельностью. Есть характерная особенность в мышлении, которое практически всегда и в любой обстановке можно обозначить как преобладание конкретного над абстрактным. Если есть подозрения на отставание ребенка в интеллектуальном развитии, следует немедленно обратиться к специалистам.

При проведении специальных психологических тестов необходимо всегда подвергать сомнению первый их результат. Вероятность ошибки существует и потому тестирование повторяется неоднократно.

На тестирование может повлиять множество факторов – инфекционное заболевание, которое перенесено недавно, двигательное и сенсорное расстройство, отличия в культуре и расовая принадлежность, языковые барьеры.

Многие спрашивают: можно ли самостоятельно в домашних условиях провести такой тест?

Разработаны специальные опросники для таких целей, но они – лишь первый шаг. Только специалист может разобраться – существует ли проблема на самом деле.

Любая задержка или недостаточность развития психики, при которых нарушаются интеллектуальные способности.

Следует понимать, что отставание развития вполне может сочетаться с самыми разнообразными соматическими патологиями и любым расстройством психики. При этом адаптивное поведение нарушено у таких детей всегда. Если социальная поддержка в этом случае имеет должный уровень, то нарушения проявляются не ярко.

При обозначении коэффициента IQ врач учитывает особенности культурной среды.

У маленьких детей проводится диагностика зрения, слуха и специальные диагностические исследования на интоксикацию. Существуют определенные трудности диагностики у детей раннего возраста. Необходимо как можно раньше дифференцировать умственную отсталость от других психических заболеваний, в том числе и ранней шизофрении.

Читайте также:  Лечение гайморита народными средствами
Ссылка на основную публикацию