Минералотерапия при лечении умственной отсталости у детей - RusRodnik.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Минералотерапия при лечении умственной отсталости у детей

–>Русский лекарь –>

Стандарты лечения больных в поликлинике [96]Радиолюбители о кризисе на Украине [29]

Войти через uID

Каталог статей

Современные методы лечения умственной отсталости у детей
Стандарты лечения умственной отсталости у детей
Протоколы лечения умственной отсталости у детей

Умственная отсталость у детей

Профиль: педиатрический.
Этап: стационар.

Длительность лечения: 30 дней.

Коды МКБ:
F70 Умственная отсталость легкой степени
F71 Умственная отсталость умеренная
F72 Умственная отсталость тяжелая.

Определение: Умственная отсталость (умственое недоразвитие) – за рубежом используется для обозначения многообразных форм поражения интеллекта, независимо от характера заболевания, при которых оно возникает.

Классификация:
1. легкая умственная отсталость;
2. умеренная умственная отсталость;
3. тяжелая умственная отсталость;
4. глубокая умственная отсталость;
5. неуточненная умственная отсталость;
6. другие виды умственной отсталости.

Факторы риска:
1. состояние здоровья родителей и условий работы к началу беременности;
2. наличие гестоза, перенесенные матерью заболевания, принимаемые медикаменты во время беременности, течение родов (продолжительность, наложение щипцов, асфиксия), состояние новорожденного после родов (желтуха, судороги, вздрагивания);
3. своевременность основных этапов моторного и психического развития;
4. наследственный фактор.

Показания для госпитализации:
1. задержка психического развития в виде выраженных эмоционально-волевых расстройств и моторики (запаздывание становления стато-моторных актов, отсутствие моторно-адаптивных движений, слабовыраженный интерес к окружающим, игрушкам, речи);
2. диагностика уровня задержки;
3. решение социальных вопросов.

Необходимый объем обследования перед плановой госпитализацией:
1. консультация: невролога, психолога, генетика, эндокринолога, психиатра.

Критерии диагностики:
1. наличие биологической неполноценности мозга, устанавливаемой на основании анамнеза, психического, неврологического и соматического статусов;
2. характерная структура диффузного слабоумия с обязательной недостаточностью понятийного мышления и недоразвитием личности;
3. непрогредиентность состояния с положительной, хотя и в разной степени замедленной динамикой психического развития.

Перечень основных диагностических мероприятий:
1. Биохимический анализ крови на фенилкетонурию, гистидинемию, гомоцистинурию, галактоземию, фруктозурию;
2. Консультация невролога;
3. Общий анализ крови (6 параметров);
4. Общий анализ мочи;
5. Определение общего белка;
6. Определение АЛТ, АСТ;
7. Определение билирубина;
9. Исследование кала на яйца глист.

Перечень дополнительных диагностических мероприятий:
1. Нейропсихологическое тестирование;
2. Хромасомный анализ (кариотипирование);
3. Консультация генетика;
4. Консультация психиатра;
5. Консультация эндокринолога;
6. Консультация психолога;
7. Консультация логопеда;
8. Анализ крови на внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирус) ;
9. Микрореакция.

Тактика лечения:
Медикаментозное и коррекционно-воспитательные мероприятия.
Медикаментозное лечение:
1. Психомоторные стимуляторы (тонизирующее влияние на кору, ретикулярную формацию без вмешательства в метаболизм нервных клеток: адаптол 300 мг в таблетке, независимо от прима пищи, курсом от нескольких дней до 2-3 мес, от 0,5 до1 таблетки Х 3 раза в день в зависимости от возраста.
2. Препараты, стимулирующие психическое развитие, улучшающие мозговой метаболизм – энцефабол 0,25 мг табл.
3. Антидепрессанты – амитриптилин, препараты L-дофа.
4. Общеукрепляющие: поливитамины.
5. Препараты кальция, фосфора, железа, фитин, фосфрен.
6. Седативные, нейролептические препараты (дизепам табл. 2 мг. 5 мг, р-р. 10мг/2,0);
7. Противосудорожные препараты: фенобарбитал 0,01 мг/год жизни, препараты вальпроевой кислоты 20-25 мг/кг/сут, ламотриджин, карбамазепины (финлепсин).
Курс лечения 1 месяц.

Перечень основных медикаментов:
1. Амитриптилин 25 мг, 50 мг табл.;
2. Дизепам 10 мг/2 мл амп.; 5 мг, 10 мг табл;
3. Вальпроевая кислота 150 мг, 300 мг, 500 мг табл.

Перечень дополнительных медикаментов:
1. Препараты L-дофа 50 мг табл.;
2. Поливитамины;
3. Фенобарбитал 50 мг, 100 мг табл.

Критерии перевода на следующий этап лечения:
1. cтабилизация и улучшение нарушенных функций;
2. реабилитация;
3. поддерживающая терапия;
4. наблюдение психолога.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Интересные ссылки (351)
  • (0)
  • Бисер и бисеромания (533)
  • Брелоки (11)
  • Вышивка бисером (3)
  • Вязание с бисером (8)
  • Деревья (26)
  • Колье и серьги (277)
  • Кольца,браслеты (26)
  • МК бисерные,техники плетения,книги (69)
  • Схемы изделий и журналы (52)
  • Цветы из бисера (101)
  • Яйца и шарики (5)
  • Воспитание детей (901)
  • Всё для учебы (175)
  • Детские стишки,песенки,чистоговорки (19)
  • Детям. Разное (20)
  • Игры и как их сделать (50)
  • Книжки,сказки,прочее (15)
  • Логопедия,развитие речи (146)
  • Психология (90)
  • Развивалки и обучалки (451)
  • Тесты (12)
  • Это может ваш малыш. Поделки (60)
  • Вязание (13412)
  • ON-LINE вязание (34)
  • Филейное вязание (31)
  • Аппликации,украшения и всякая мелочь (115)
  • Болеро,жилеты,безрукавки (1059)
  • Брюки,шорты (20)
  • Варежки,перчатки,митенки (20)
  • Вещи-трансформеры (33)
  • Внимание к деталям (358)
  • Воротники (38)
  • Вставки (идеи для использования) (61)
  • Вязаная обувь (25)
  • Вязание детям (103)
  • Вязание для уюта (15)
  • Вязание из мотивов (106)
  • Вязание с мехом (21)
  • Вязание с тканью- комби (113)
  • Вязаные аксессуары (4)
  • Вязаные игрушки (7)
  • Гамаши,рейтузы,колготы,носки и тд. (25)
  • Жакеты (678)
  • Жаккардовое вязание (37)
  • Животным(и шитьё) (18)
  • Журналы и книги (1742)
  • Идеи без описания (56)
  • Ирландское кружево (555)
  • Кайма, обвязка края,бретели и т.п. (376)
  • Коллекция узоров (1374)
  • Комплекты и костюмы (149)
  • Круглая кокетка в вязании (63)
  • Ленточное кружево (22)
  • Мужчинам (324)
  • Накидки,пончо,шали,палантины (335)
  • Пальто,шазюбль,кардиган (669)
  • Питомцам (18)
  • Платья,туники,сарафаны (1506)
  • Пляжная красота.Купальники и пр.. (137)
  • Пуловеры,жакеты,джемпера. (3963)
  • Румынское, брюггское кружево (27)
  • Сайты по вязанию и др.рукоделиям (337)
  • Салфетки, скатерти. (466)
  • Сумки (108)
  • Техники вязания, вывязывание отдельных элементов (158)
  • Топы,маечки,блузы. летние модели (2051)
  • Уроки вязания (82)
  • Условные обозначения,перевод (39)
  • Цветы крючком и спицами (161)
  • Шапочки,кепи,береты,повязки на голову (371)
  • Шарф,бактус,шаль (202)
  • Юбки (336)
  • Японские ажуры, схемы (713)
  • Гламур,мода,звёзды (2)
  • Для дачи (418)
  • Идейки для дачи (222)
  • Пряные травы (10)
  • Советы “бывалых” (168)
  • Для дневничка (978)
  • Виртуальное общение (29)
  • Комменты,благодарности. (189)
  • Flash-часики,эпиграфы. (13)
  • Анимация,клипарт-украшалки для оформления (79)
  • Всё для Лиру и о Лиру (188)
  • К праздникам (92)
  • Кнопочки-переходы (211)
  • Личное (46)
  • Пожелания (6)
  • Разделители (10)
  • Рамочки (70)
  • Смайлики и прочие глупости (7)
  • Фоны, темы и схемы (141)
  • Домашний кинозал-фильмы,видео,мультики (156)
  • Мультики on-line или скачать (101)
  • Фильмотека (28)
  • Интерьер.Создадим красоту? (232)
  • Мода и советы стилистов.Сочетания цветов (93)
  • Кожа и мех (343)
  • Все о коже и замше. (52)
  • Меховое царство (93)
  • Цветы из кожи и меха (192)
  • Комнатные растения.Мои молчаливые друзья. (286)
  • Царица цветов- её величество ОРХИДЕЯ (136)
  • Компьютер. (434)
  • ПК для “чайника”.Всеобуч. (91)
  • Программки для рукоделия (29)
  • Программки и “нужности” для ПК (224)
  • Фотошоп и Ко.Что,где и как? (124)
  • Красота и здоровье (3352)
  • make-up (71)
  • Гимнастика и фитнес (252)
  • Диагностика (86)
  • Диеты , похудение и все,что с ними связано (563)
  • Йога (7)
  • Косметика своими руками (75)
  • Косметология (257)
  • Красивое тело (35)
  • Красивые волосы и ресницы (77)
  • Лечебные блюда, напитки и рецепты (592)
  • Лечение ОРВИ,ангины,гриппа,простуды (161)
  • Лечимся. Лечебные советы и профилактика (674)
  • Маникюр (2)
  • Массаж и самомассаж (151)
  • Медицинский справочник (33)
  • Народная медицина от ста недуг (414)
  • Омолаживаемся (322)
  • Очищение организма (250)
  • Психология и психосоматика (48)
  • Разное (32)
  • Секреты макияжа (6)
  • Ухаживаем за ногтями (37)
  • Уход за волосами- прически (180)
  • Уход за ногами (6)
  • Учимся танцевать (20)
  • Кулинарная книга (10559)
  • “Кухонные” советы (2)
  • “Странные” рецепты (14)
  • Блюда в горшочках (12)
  • Блюда из морепродуктов (21)
  • Блюда из рыбы (467)
  • Блюда из субпродуктов (111)
  • Блюда из творога (131)
  • В микроволновке и мультиварке. (55)
  • Варенье, джем, конфитюр. (238)
  • Видеорецепты (27)
  • Вторая жизнь хлеба (16)
  • Вторые блюда и гарниры (410)
  • Выпечка несладкая (952)
  • Выпечка сладкая (1034)
  • Десерты (259)
  • Детская кухня (52)
  • Домашний MacDonalds и всякие “вредности” (49)
  • Жареное (66)
  • Закуски,бутерброды (351)
  • Заливное (8)
  • Запеканки (175)
  • Из готового теста и лаваша (140)
  • Из яиц и не только (30)
  • Кисломолочка- своими руками (78)
  • Китайская кухня (18)
  • Консервирование,маринады,заготовки (868)
  • Корейская кухня-обожаю!(И тайская,китайская) (527)
  • Кулинарные хитрости (12)
  • Кухня народов мира (76)
  • Кухонные советы (13)
  • Манты,пельмени,вареники (31)
  • Мясоедам на радость (1064)
  • На скорую руку,из серии “гости на пороге&quot (84)
  • Напитки (261)
  • Овощи и фрукты,прочие продукты. (420)
  • Первые блюда (87)
  • Пицца,шаурма ,рулеты (543)
  • Пищевые добавки (7)
  • Подборки разных блюд (186)
  • Полезные свойства пищевых продуктов- в хозяйстве (97)
  • Пряности (73)
  • Сайты о кулинарии (56)
  • Салатомания (1434)
  • Сладости (234)
  • Соусы,майонез,приправы,аджика. (497)
  • Суши и роллы (71)
  • Тесто- лепим сами (160)
  • Торты и пирожные (636)
  • Украшаем блюда (94)
  • Фритюр (1)
  • Мистика,магия,чудотворное,запредельное,непознано.. (1844)
  • Всё о порче (38)
  • Гороскопы,гадания,сонники (19)
  • Магические советы (434)
  • Магия денег (274)
  • Молитвы и заговоры (619)
  • Обереги,амулеты. (312)
  • Познаю и учусь (256)
  • Практики экстрасенсорные (35)
  • Психолого-эзотерическое (258)
  • Ритуалы, обряды,самокоррекция,установки (533)
  • Симорон (288)
  • Мужчина и женщина (39)
  • Мультимедиа -музыка,видео. (34)
  • Неразобранное (9)
  • Отдых и путешествия (9)
  • Полезности (902)
  • Мудрость (167)
  • Тесты (1)
  • Братья наши меньшие (6)
  • Деньги.Как заработать и как сохранять. (33)
  • Домашнее хозяйство-всё по полочкам (48)
  • Жизнь -почти- без химии. (108)
  • Интернет-заработок и интернет-покупки (11)
  • Пригодится. (89)
  • Советы хозяйственные.1000 “КАК. ” (427)
  • Фэн Шуй (6)
  • Хозяйке на заметку (324)
  • Политика (55)
  • Поэтическое. Для души. (273)
  • Прикольно! (129)
  • Ремонт своими руками (41)
  • Рукоделия (1285)
  • Вышивка (75)
  • Вышивка Лентами (18)
  • Ганутель (1)
  • Декупаж (4)
  • МК -мастер-классы (hand-made) (363)
  • Мыловарение (21)
  • Переделки- вторая жизнь старых вещей,up-grade (343)
  • Плетение из газет (55)
  • Плетение. (3)
  • Поделки (92)
  • Поделки из пластиковых бутылок и посуды (7)
  • Украшения и декор (183)
  • Холодный фарфор (123)
  • Цветы из ткани,бумаги. в разных техниках (200)
  • Шитье (1181)
  • Блуза,блейзер,пиджачок и всё,что “сверху&quot (177)
  • Брюки,капри,шорты. (31)
  • Всяко-разно (22)
  • Декорирование одежды (101)
  • Идеи без описаний (11)
  • Моделирование и конструирование (140)
  • Платья (408)
  • Разное (13)
  • Сумки (43)
  • Техника шитья (48)
  • Шитье штор (115)
  • Шьем детям (12)
  • Юбки (84)

Цитатник

Джемпер с ажурной кокеткой с «листьями» Джемпер с ажурной кокеткой с «листьями» https://zhurnal.

Вкусные соусы и заправки.

9 февраля – Международный день дантиста! Вязаный ЗУБИК – отличный подарок (Мастер-класс) .

Модный жакет с широкими планками из разноцветных ниток Вязание спицами.

Творожный торт без выпечки “Заснеженные ягоды” Представляю вашему вниманию легкий, пышный.

Лечение умственной отсталости

Умственная отсталость представляет собой такое интеллектуальное развитие, которое не соответствует возрасту. Люди с таким диагнозом испытывают огромные трудности в общении, обучении и социальной адаптации. Дефекты в познавательных способностях нарушают нормальную жизнедеятельность.

Такие умственные дефекты могут быть как врожденные, так и приобретенные в начале жизни. Причин появления такого заболевания множество, но наиболее распространенными являются следующие:

  1. Генетическая причина – отклонение от нормы во время становления генов и слияния хромосом, генные мутации.
  2. Негативное влияние среды – ранние и поздние сроки беременности, послеродовый период.

Точное установление причины развития умственной отсталости – довольно сложный и трудоемкий процесс. Самыми распространенными негативными факторами, которые влияют на интеллектуальное развитие плода в утробе матери, являются употребление несовместимых с беременностью лекарственных препаратов, чрезмерное употребление алкоголя, лучевая терапия, вирусные инфекции и плохое питание.

Умственная отсталость проявляется сразу в нескольких формах:

  1. Общее снижение интеллектуального развития.
  2. Системная недоразвитость речевого аппарата.
  3. Нарушение внимания и восприятия.
  4. Нарушение эмоциональной сферы.

Людям с таким диагнозом сложно переключаться с одного дела на другое, распределять задачи, формировать и высказывать мысли, а также воспринимать информационный поток. Часто наблюдается неустойчивость в эмоциональном плане, несоответствие эмоции текущей ситуации, нарушения памяти и функции запоминания знаний. Частый спутник болезни – медленная, несвязная речь или ее полное отсутствие.

Диагностика и лечение умственной отсталости

Диагноз «умственная отсталость» можно установить на ранних этапах развития – когда ребенок начинает активно двигаться и воспроизводить отрезки речи. Для детей с таким заболеванием характерны следующие нарушения активности:

  • позднее держание головы;
  • запоздалое ползанье, лепет;
  • позднее произнесение слов, слогов, фраз;
  • импульсивные эмоциональные реакции;
  • преобладание конкретного мышления над абстрактным.

Врачи-психологи проводят диагностику заболевания на поздних стадиях развития с помощью специальных стандартизированных тестов. Такие задания позволяют с наибольшей точностью определить показатели интеллектуального развития и возможные отклонения.

Специализированное лечение умственной отсталости

Детские психиатры и учителя специализированных школ могут дать своим воспитанникам необходимые знания, а также обеспечить должное наблюдение и уход. Дети с легкой степенью отсталости занимаются по такой программе, которая основана на конкретно-наглядных методиках. После прохождения программы они могут свободно ориентироваться в окружающем пространстве и адаптироваться под его изменения.

Для детей с умеренной степенью отсталости разработана специальная программа, которая помогает овладеть письмом и чтением, а также порядковым счетом. Они также способны овладеть простыми трудовыми навыками и принимать участие в элементарных трудовых процессах под наблюдением.

Лечение умственной отсталости – Гаммалон

Лечение умственной отсталости медикаментами является одним из способов улучшения качества жизни людей с таким заболеванием. Синтетические препараты могут улучшить состояние больного, но часто имеют непродолжительный эффект и большой список противопоказаний и негативных воздействий на другие органы и системы. Натуральный препарат Гаммалон используется для активации работы головного мозга и не имеет негативного влияния на другие системы организма.

Основной компонент формулы – гамма-аминомасляная кислота – обладает широким спектром лечебного действия и абсолютно безопасен в применении. Ключевая характеристика препарата – избирательность и направленность действия. Активные компоненты состава влияют непосредственно на нервную клетку, повышая активность нейронов и стабилизируя работу клеточной мембраны. Это позволяет ускорить клеточный синтез.

Препарат Гаммалон используется для лечения умственной отсталости, улучшения памяти, более эффективного и быстрого усвоения информации, стимулирования когнитивных процессов в мозге, восстановления оптимальной двигательной активности.

Регулярный прием препарата Гаммалон улучшает состояние ребенка с умственной отсталостью, восстанавливает правильную работу пораженных участков головного мозга и стабилизирует работу нервной системы.

Смотрите также популярные препараты:

Умственная отсталость у детей

Умственная отсталость у детей проявляется из-за органического поражения головного мозга, когда происходит нарушение нормального развития психологического и познавательного процесса.

Детям сложно говорить, логически мыслить, активно воспринимать всё то, что их окружает.

Также у детей с умственными отклонениями есть проблемы эмоционального характера:

  • высокая возбудимость или же вялость и полное отсутствие интереса к чему-либо;
  • сложности в формировании целей и мотивации для какого-то вида деятельности.

Физическое развитие у таких детей также отклоняется от нормы. У них может развиваться:

  • дисплазия;
  • деформация черепа;
  • непропорциональные размеры конечностей;
  • нарушение общей и мелкой моторики;
  • проблемы с двигательными функциями.

Умственная отсталость бывает двух типов: олигофрения и деменция.

Олигофрения может возникнуть вследствие самых различных причин, таких как наследственность, хромосомные аберрации, природные патологии, органическое поражение центральной нервной системы в утробе матери или же сразу после рождения. При такой форме заболевания, органическая недостаточность не прогрессирует. Именно поэтому, ребёнок с такой патологией может развиваться, как и его здоровые сверстники, но в его развитии будут заметны некоторые особенности.

В свою очередь деменция является заболеванием, которое постоянно влияет на познавательную деятельность, поэтому снижает у ребенка желание познавать, критично мыслить и чувствовать весь спектр эмоций. Эта болезнь с годами всё больше и больше прогрессирует. Она может возникать у детей в следствие органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалитах), а так­же вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов).

Если говорить об умственной отсталости в соответствии с международной классификацией, то эта болезнь имеет три степени.

  1. Первая степень – дебильность. Люди с такой патологией имеют лёгкую, неглубокую отсталость в развитии.
  2. Вторая степень – имбецильность. При такой патологии, у ребёнка проявляется глубокая отсталость и серьезные нарушения в развитии.
  3. Третья степень – идиотия. Человек с таким заболеванием имеет тяжёлую глубокую отсталость. Неадекватно воспринимает окружающий мир, неспособен к познанию и оценке происходящего вокруг.

Умственная отсталость может быть:

  • лёгкой;
  • умеренной;
  • тяжёлой;
  • глубокой.

Современная психиатрия выделяет три группы факторов, которые влияют на развитие умственной отсталости.

  1. Первая группа: наследственные и генетические патологии вызванные неполноценностью гендерных клеток у родителей, наследственными заболеваниями и патологией эмбриогенеза.
  2. Вторая группа: заражение инфекциями. Постоянные интоксикации и травмы и у матери во время беременности.
  3. Третья группа: травмы во время родов, а также поражение центральной нервной системы в первые недели жизни ребёнка.

Для того чтобы поставить правильный диагноз нужно обращать внимание на три основные группы синдромов:

  • те синдромы, которые связаны с дисфункцией созревания центральной нервной системы;
  • те синдромы, которые связанны с повреждением центральной нервной системы;
  • те синдромы, которые отражают вторичные защитные механизмы организма.

Умственная отсталость может быть:

  • клиническая, когда органически поражён головной мозг;
  • психологическая, когда у ребёнка возникают серьёзные проблемы с познавательной деятельностью;
  • педагогическая, когда у ребёнка очень низкая способность к обучению (чтение, счёт, письмо).

Первопричиной умственной отсталости детей, почти всегда является значительная задержка развития на первом году жизни, что, в итоге, и приводит к последующим проблемам с познанием мира, обучением и логическим мышлением.

  • 1003 просмотра

По теме

Истерия у детей

Лечение лимфаденита у детей

Опрелость в паху

Рвота и понос у ребенка

Нейросонография новорожденных

Народная медицина

Дети – цветы жизни и самое дорогое, что только у нас есть. Они почти наши маленькие копии, они похожи на нас – те же глаза, те же волосы, та же улыбка. Но в то же время они гораздо уязвимее нас, и нуждаются в нашей помощи и поддержке. Их организм растёт, их органы развиваются, и им нужно гораздо больше энергии, питательных веществ, кислорода, и тем более – заботы и внимания, чем взрослому человеку.

Иммунная система детей несовершенна. У совсем маленьких, до года, она вообще практически отсутствует, и все защитные функции выполняют материнские антитела, получаемые вместе с молоком во время кормления.

У детей постарше она уже сформирована, но всё равно остаётся несбалансированной и не даёт адекватного ответа на инфекционные и вирусные агенты. Или, наоборот, даёт слишком резкий и сильный ответ, который сам по себе может поставить под угрозу жизнь или здоровье ребёнка.

Все заболевания у детей развиваются по-своему, не так, как у взрослых, и гораздо быстрее. У детей практически нет ресурсов, они не могут болеть долго, и если им не помочь сразу, то уже буквально через несколько часов может стать поздно. Взрослый может длительное время находиться в контакте с больным гриппом и не заразиться, ребёнок же подхватит болезнь сразу. Взрослый может несколько недель без вреда для себя обходиться без пищи и несколько дней – без воды, для ребёнка же даже суточное голодание может окончиться плачевно.

Кроме того, многие симптомы заболеваний в детском возрасте бывают смазанными или нечёткими. Поэтому жизненно важно обращать внимание на мельчайшие симптомы, малейшие странности в поведении ребёнка, чтобы не упустить начало развития заболевания. Дети это такая вещь, которая, один раз появившись в нашей жизни, займёт все наши силы и всё наше внимание на долгие и долгие годы.

Этот раздел посвящён детям и частым для них заболеваниям, а также методам их лечения.

Минералотерапия при лечении умственной отсталости у детей

Введение. Психическое здоровье является одной из составляющей здоровья, на основе чего человек реализует свои эмоции и способности познавать и общаться. В состоянии психического здоровья индивидуум эффективнее справляется с жизненными процессами, работает более продуктивно и плодотворно, и имеет больше возможностей приносить пользу собственному обществу [23]. К сожалению, реальность сегодня такая: во многих странах дети с ограниченными интеллектуальными возможностями и их семьи остаются одной из самых уязвимых групп населения, так как по-прежнему много детей, желающих участвовать в жизни общества, сталкиваются с многочисленными барьерами, которые ограничивают круг профессионально трудовой деятельности [8, 12, 13, 23]. Инициатива ВОЗ направлена на обеспечение реализации права на здоровье детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, чтобы они получали поддержку при всякой возможности жить полноценной жизнью как равноправные, активные и признанные члены общества [17].

Оказание помощи детям с ограниченными интеллектуальными возможностями носит комплексный и индивидуальный характер, который объединяет немедикаментозные и медикаментозные воздействия [8, 13]. Для лечения когнитивного дефицита применяются препараты, относящиеся к группе ноотропов. В свою очередь, ноотропные средства, как отдельная группа сформировалась в начале 70-х годов прошлого столетия [1, 5, 6, 10, 28, 30]. Ноотропы влияют на основные нейромедиаторные системы, на метаболизм нейронов головного мозга, оказывают антигипоксическое действие, защищают клетки мозга от неблагоприяного воздействия (церебропротективное действие), улучшает умственную работоспособность мозга, внимание, речь, активизируют процессы обучения (ноотропное действие); улучшают память, способность к воспроизведению информации и переводу текущей информации в долговременную память (мнемотропное действие) [7, 20, 21, 30, 31, 32].

В педиатрической практике при интеллектуальной недостаточности нейрофармакологами применяются следующие ноотропы: пирацетам, пантогам, аминалон, энцефабол, семакс, глицин, фенибут, мексидол и димефосфон.

Пирацетам-(ноотропил)(химическая структура-2-оксо-1 пирролидинацетамид) – считается не только родоначальником группы ноотропов, но и «золотым стандартом» в лечении [7, 18]. Получены более 1500 веществ подобного строения, хотя в лечебной практике применяются лишь 12 препаратов [1]. Этот препарат обладает широкой терапевтической активностью, что отличает его от других представителей [7, 10]. Способствует активации ассоциативных процессов в ЦНС, нормализует соотношение АТФ/ НДФ, стимулирует интегративную деятельность мозга и интеллектуальную активность, улучшает память, внимание, облегчает процессы обучения, повышает умственную работоспособность мозга. В педиатрической практике применяется у детей при умственной отсталости различной этиологии, рассеянности, снижении концентрации внимания, а также может применяться для профилактики развития церебральных расстройств у новорожденных повышенной группы риска (асфиксия или гипоксия в родах, недоношенность, нарушение питания вследствие плацентарной недостаточности). В основном побочные эффекты проявляются повышенной возбудимостью, раздражительностью, головокружением, нарушением сна – преимущественно бессонницей, в единичных случаях сексуальным возбуждением, и иногда диспептическими нарушениями [5, 33]. Еще одним из серьезных осложнений является снижение порога судорожной активности, что может привести к активации эпилептических приступов [27].

Важное значение имеет и взаимодействие с другими лекарственными препаратами: пирацетам усиливает эффект психостимуляторов, непрямых антикоагулянтов, антиангинальных препаратов, а также центральные эффекты гормонов щитовидной железы (беспокойство, тремор, раздражительность, нарушение сна) [5]. Снижает потребность в нитроглицерине. Сочетание его с нейролептиками, применяемыми в педиатрической практике, приводит к усилению выраженности экстрапирамидных расстройств [5, 27].

Популярными среди ноотропов является аминалон и пантогам. По химической структуре пантогам представляет собой кальциевую соль пантоил-у-аминомасляной кислоты и является высшим гомологом пантотеновой кислоты (витамина В5), в которой b-аланин замещен на гаммааминомасляную кислоту (ГАМК). Данное соединение, названное гопантеновой кислотой, было синтезировано японскими исследователями в начале 1950-х годов. Гопантеновая кислота является естественным метаболитом ГАМК-тормозного медиатра ЦНС , но в отличие от ГАМК, имеет в молекуле пантоильный радикал, который обладает способностью проникать через гематоэнцефалический барьер и оказывать выраженное воздействие на функциональную активность мозга [24, 25, 26]. Действие препарата обусловлено прямым влиянием пантогама на ГАМКб-рецептор-канальный комплекс. Пантогам обладает ноотропным и противосудорожным действием. Он повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах, сочетает умеренное седативное действие с мягким стимулирующим эффектом, уменьшает моторную возбудимость, активирует умственную и физическую работоспособность, усиливает энергетические процессы в головном мозге и улучшает церебральный кровоток [12, 15]. Необходимо отметить, что это один из немногих препаратов, который не вызывает возбуждения и двигательной расторможенности, что позволяет применять его у детей, страдающих эпилепсией [24]. Он разрешен к применению детям грудного возраста. Обычно препарат переносятся хорошо и достаточно безопасен. Лишь иногда могут возникнуть: чувство жара, бессонница, тошнота, колебания артериального давления, связаны с вазоактивным свойством, в первые дни приема препарата [6, 27].

Аминалон по химической структуре представляет собой гамма-аминомасляную кислоту. Через гематоэнцефалический барьер при обычных способах введения проникает плохо. Механизм действия основан на взаимодейсвии с ГАМК-ергическими рецепторами [4]. Препарат по клинической эффективности уступает пирацетаму, но в отличие от него не дает стимулирующих эффектов. Способствует улучшению динамики нервных процессов, улучшает память, речь, уменьшает вестибулярные расстройства после травм головного мозга [6, 7]. У детей аминалон применяют при умственной отсталости, которая сопровождается снижением психической активности [24, 26]. К тому же аминолон имеет определенный потенциал межлекарственного взаимодействия – усиливает эффекты анксиолитиков, снотворных, противосудорожных, бензодиазепиновых средств, что может привести, в свою очередь, к избыточному угнетению ЦНС [5, 27].

Глицин, является нейромедиатром тормозного типа действия и регулятором метаболических процессов мозга, оказывает седативное и антидепрессивное действие [10, 26]. Нормализует процессы возбуждения и торможения в ЦНС, улучшает умственную работоспособность мозга, уменьшает раздражительность, нормализует сон. Его применяют при психоэмоциональном напряжении, повышенной возбудимости, неврозах, нарушений сна, и при умственной отсталости у детей [24, 25]. Препарат с редкими побочными аллергическими реакциями, является пищевой добавкой (код – Е 640). Лишь при приеме большого количества таблеток (10 и более), возможен эффект интенсификации сновидений. При взаимодействии с антиконвульсантами снижает их токсичность, при сочетании с транквилизаторами, снотворными, нейролептиками усиливает эффект торможения ЦНС [5, 27].

Фенибут-производное ɣ-аминобутировой кислоты и фенилэтиламина, обладающий транквилизирующим, противосудорожным действием, проявляет седативный и ноотропный эффекты, уменьшает чувство тревоги, напряжения, а также продлевает и усиливает действие нейролептиков, снотворных средств и наркотических препаратов [18, 24, 27]. Чаще всего его назначают детям с повышенной возбудимостью, нервозностью. Чаще всего у многих детей развивается синдром отмены. Может вызвать тошноту, головную боль, сонливость и аллергическую реакцию, в редких случаях вызывает повышенную возбудимость и нервозность [5, 27].

Семакс является одним из первых отечественных лекарственных препаратов пептидной природы, разработанный в Институте молекулярной генетики РАН. Синтетический аналог адренокортикотропного гормона, полностью лишен гормональной активности [18, 21, 26]. Проявляет адаптагенное, антиоксидантное, ангиопротективное, нейротрофическое и выраженное ноотропное действие. Он действует на функции переднего мозга: улучшает консолидацию памяти, повышает способность к обучению. Уже в малых дозах способствует улучшению энергетических процессов мозга, повышает устойчивость к гипобарической и сосудистой гипоксии, к стрессовым воздействиям. Препарат хорошо переносится, при длительном применении возможно слабое раздражение слизистой оболочки носа [24]. Препарат противопоказан при повышенной тревожности, при острых психозах, судорогах в анамнезе, а также детям до 5 лет [27].

Пиритинол (Энцефабол), являющийся удвоенной с помощью дисульфидного мостика молекулой пиридоксина (витамина В6, обладающего антигипоксическим действием), лишен витаминной активности, очень хорошо проявляет ноотропные свойства (активирует мышление, память, улучшает концентрацию внимания), а также оказывает седативный и антидепрессивный эффект [1, 4]. Детям до 7 лет препарат дают в форме суспензии, старшим – в виде таблеток. Малотоксичный препарат, редко проявляются диспептические расстройства, у детей – нарушение сна, поэтому назначают в первую половину дня. Также возможно в отдельных случаях головокружение, боли в суставах, выпадение волос, снижение аппетита, изменение вкуса, холестаз, повышение уровня трансаминаз. При взаимодействии с другими препаратами увеличивает вероятность развития и выраженность побочных эффектов препаратов золота, сульфасалазина, и пеницилламина [5, 27]. Он противопоказан при выраженном психомоторном возбуждении, при тяжелых заболеваниях печени, почек, судорожных состояниях, при аутоиммунных состояниях [26].

Основной фармакологический эффект антиоксидантов с ноотропными свойствами заключается в ингибировании процессов свободно-радикального окисления, выведение из организма свободных радикалов, а также улучшение пластичности нейронов [11, 12, 14, 19]. На сегодня арсенал лекарств данной группы пополняется все больше. Это связано с тем, что препараты данной группы, во-первых, воздействуют на ключевые моменты патогенеза развития различных заболеваний, во-вторых, широкий спектр действия способствует применению в различных областях медицины [19, 21].

Впервые в начале 1960-х годов на основе производных гидроксипиридина и эстрогенов путем изменения структуры витамина В6 (пиридоксол) с целью придания антиоксидантных свойств Л. Д. Смирновым, К. М. Дюмаевым, В. И. Кузьминым были синтезированы мексидол и эмоксипин, оригинальные отчественные препараты из группы антиоксидантов [16]. Данные препараты обладают уникальными фармакологическими свойствами благодаря антиоксидантной и антигипоксантной активности [10, 11, 16]. Благодаря тому, что мексидол повышает соотношение липид-белок, улучшает состояния бислоя, уменьшает вязкость липидного бислоя, увеличивает ее текучесть, оказывает модулирующее влияние на рецепторные комплексы (в том числе, ГАМК, бензодиазепинового, ацетилхолинового), активирует ферменты (супероксиддисмутаза, церулоплазмина и другие антиоксидантные ферменты); восстанавливает функционирование ионных каналов, стабилизирует мембрану клетки; активирует функциональное состояние митохондрий, улучшает энергетический обмен в клетке, тем самым повышает устойчивость ткани мозга к ишемии и гипоксии [11, 19]. Антигипоксический эффект объясняется прямым окислением сукцината, который входит в его состав, об этом свидетельствует усиление эндогенного дыхания, с восстановлением флавопротеидов [9]. Были получены результаты, свидетельствующие, что мексидол обладает выраженной способностью улучшать нарушения памяти, внимания, процесов обучения, вызванные неблагоприятными воздействиями [9, 11]. По данным Левитина Е. В. мексидол положительно влияет на показатели системы антиоксидантной защиты и уровень продуктов перекисного окисления липидов в мембранах тромбоцитов у новорожденных с перинатальным поражением ЦНС [19].

Димефосфон, оригинальный отечественный препарат, является фосфорорганическим соединением, не проявляющий антихолинэстеразное действие. В основе широкого спектра действия лежит способность димефосфона на биохимическом уровне включаться в метаболические процессы организма, оказывая при этом вазоактивное, нейропротекторное, антигипоксческое, церебропротекторное, антиоксидантное и антиацидотическое действие [22]. Акберовой С. А. были изучено влияние димефосфона на интеллектуально- мнестические функции мозга у детей с интеллектуальной недостаточностью. После терапии димефосфоном у детей улучшались память, внимание, процессы обобщений и исключений. Эффективность димефосфона была сопоставима с ноотропилом, однако он не усугублял синдром двигательной расторможенности детей, что характерно для ноотропила [2].

В заключение необходимо подчеркнуть, что на сегодня арсенал лекарственных средств, применяемых у детей для коррекции когнитивного дефицита, небольшой, и психофармакотерапия раннего возраста находится в начале своего становления, и требует активного продолжения работы по поиску новых и изучение эффективных и безопасных ноотропов.

Рецензенты:

Гараев Рамиль Руфиахметович, д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой фармакологии ГБОУ ВПО КазГМУ, г. Казань.

Семина Ирина Ивановна, д-р мед. наук., профессор кафедры фармакологии фармацевтического факультета с курсами фармакогнозии и ботаники ГБОУ ВПО КазГМУ, г. Казань.

Читайте также:  Как лечить пролежни народными средствами
Ссылка на основную публикацию