Что делать в случае выявления у ребёнка задержки речевого развития? - RusRodnik.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Что делать в случае выявления у ребёнка задержки речевого развития?

задержка речевого развития у ребенка

Все родители с нетерпением ждут, когда их чадо произнесёт первое слово. Обычно это происходит к 7–8 месяцам. К году малыш в среднем уже должен знать 8–12 слов, наращивая к возрасту двух лет этот показатель до 150.

Бывают ситуации, когда средние нормативы речи у детей не выполняются. Игнорировать это нельзя. Задержка речевого развития может являться сигналом серьёзных нарушений у ребёнка, поэтому на неё следует обращать внимание. Списывание отсутствие разговора на какие-то индивидуальные особенности малыша не стоит.

Что делать в случае выявления у ребёнка задержки речевого развития?

До года речевое развитие детей меняется очень быстро. Активное гуление у них происходит в период 2–5 месяцев. После чего малыши начинают произносить первые слоги. К году они должны превращаться в слова. Это необязательно будут фразы «мама» или «папа». Дети могут демонстрировать сознательное употребление любых других. Если отсутствуют подобные признаки, то следует искать причины и обратиться к врачу-неврологу.

Задержка речевого развития в медицинской и педагогической практике представляет собой отсутствие соответствующих навыков или непонимания употребляемых слов в конкретные периоды. Чтобы определить такое явление, необходимо знать, что и в каком возрасте характерно для детей. Принято следить за изменениями речи у ребят до 10 лет.

Не стоит забывать и о том, что дети всегда развиваются индивидуально, поэтому ориентиры даются средние. Отклонения в большую сторону также возможны и не должны пугать родителей.

Нормы развития речи

Для того чтобы самостоятельно проверить, нет ли проблем с речью у детей, полезно знать следующие нормы:

  • в 12–15 месяцев ребёнок должен демонстрировать понимание простейших команд, обращения к нему, произносить односложные и двусложные слова в количестве до 20 штук;
  • к 2 годам дети способны составлять простые предложения, причём мальчики делают это чуть позже и склонны говорить в целом меньше;
  • ещё через полгода в запасе ребёнка должно оказаться порядка 300 слов;
  • к 3 годам специалисты ожидают увидеть у детей способность составлять небольшие рассказы о себе или окружающем мире, малыши должны уметь описывать изображения на картинках;
  • в 4–4,5 года у ребёнка появляются умения составлять сложные предложения, состоящие более чем из 4 слов, а также отвечать на любые вопросы;
  • в 6–7 лет словарный запас ребёнка составляет порядка 1000 слов, которые он активно употребляет.

Если ребёнок до трёх лет не начал говорить и не демонстрирует понимания речи других людей, следует обратиться к сурдологу.

Что является причиной задержки?

Спектр причин, которые приводят к задержке речи у ребёнка, достаточно широкий. Проблема может являться следствием неврологических нарушений или отсутствием внимания со стороны родителей к малышу. Основные причины, как правило, заключаются в следующем:

  • поражения головного мозга;
  • большое количество перенесённых заболеваний, в т.ч. в тяжёлой форме;
  • нарушения слуха и зрения, что мешает восприятию звуков, образов и предметов из окружающего мира;
  • низкая степень развития мышц рта или другие патологии, приводящие к затруднению при произношении звуков или их копировании;
  • родовые травмы;
  • сильные стрессы, связанные с трагическими событиями в семье, ссорами родителей, их разводом и т. д.;
  • генетические заболевания, в т.ч. синдром Дауна и т. п.

Если занятия с ребёнком проводятся редко, то это также провоцирует отсутствие развития речевых навыков. Среди других социальных факторов, влияющих на это состояние, можно выделить:

  • низкую частоту разговоров с малышом;
  • слишком быструю или невнятную речь окружающих ребёнка взрослых;
  • чрезмерное стремление родителей предугадать любые желания малыша, что позволяет ему обходиться без слов;
  • частые просмотры телевизора, не позволяющие сформировать у детей представление о том, как происходит подача звуков;
  • общение в семье или в среде, где находятся дети, на нескольких языках;
  • требования родителей помолчать.

Для устранения проблемы необходимо будет ликвидировать причины. Чтобы нагнать упущенное время, потребуются усиленные ежедневные занятия.

К каким врачам бежать?

Если родители отмечают, что у ребёнка речь развита хуже, чем у сверстников, они часто склонны во всём винить его стеснительность. Лишь к 3 годам чаще всего многие из них решаются обратиться к врачу. Помочь с проблемой могут:

  • логопеды;
  • педагоги;
  • неврологи;
  • сурдологи;
  • остеопаты;
  • психологи;
  • дефектологи;
  • корректологи.

Всё зависит от того, в какой области лежат причины отклонения от нормального речевого развития детей и какие занятия необходимы.

Основная задача состоит в том, чтобы выровнять ребёнка по уровню развития к моменту начала учебного процесса в школе. Малыши с проблемами слуха и зрения тоже имеют шанс пойти в обычную школу и учиться на равных с другими сверстниками. Помочь в этом могут только специалисты.

Если необходимо решить психологическую проблему, связанную со стрессами, может потребоваться участие невролога. Некоторые формы психологических расстройств лечатся медикаментозно.

Методы диагностики задержки

Не всегда определить наличие заболевания можно только по симптомам, демонстрирующим использование речи, тем более, что дети в присутствии чужого человека склонны смущаться, зажиматься и молчать. Педиатр или другой специалист, наблюдающий ребёнка, может направить его на такие обследования:

  • дуплескное сканирование артерий головного мозга;
  • сурдологические тесты на определение тугоухости;
  • проверка на наличие серных пробок, аденоидов;
  • эхоэнцефалография.

Логопеды и психологи имеют свои тесты, позволяющие определить степень развития речи у детей разного возраста с учётом половых характеристик.

Как исправлять проблему?

Если задержка речевого развития подтверждена как диагноз, то необходимо срочно принимать меры по её исправлению. Малыши, не имеющие серьёзных нарушений головного мозга или генетических патологий, могут быстро нагнать то, что не освоили в раннем возрасте. Для профилактики рекомендовано использовать разнообразные педагогические и психологические приёмы. Также не следует ждать трёхлетнего возраста, если есть сомнения по поводу уровня развития ребёнка.

Основными методами лечения данной проблемы являются:

  • физиотерапия;
  • магнитотерапия;
  • медикаментозное лечение, направленное на активизацию работы головного мозга, снятия нервного напряжения;
  • иглоукалывание;
  • иппотерапия;
  • дельфинотерапия;
  • песочная терапия.

Конкретный перечень методов выбирает врач и другие специалисты, подключённые к реабилитации детей. Не все способы избавления от проблемы нужны в конкретном случае. Многие из них могут оказаться недоступными. Занятия с логопедом или дефектологом могут быть рекомендованы в качестве дополнительных даже в случае небольшого отклонения от нормы. В основном они направлены на то, чтобы своевременно поставить звуки и улучшить восприятие информации у малышей.

Часто бывает так, что устанавливается факт недостаточного питания малыша. Отсутствие в должном количестве белка, жиров и витаминов приводит к тому, что мозг не может обрабатывать всю информацию.

Как не допустить возникновения задержки речи?

Если дети от рождения здоровы, родители должны обращать внимание на их состояние и развитие, чтобы не было проблем с речью. Нужно помнить, что любое перенесённое ОРВИ может оказать негативное влияние на состояние ребят. Даже такие распространённые болезни способны создать основу для развития задержки речи. Самая часто встречающаяся ситуация – осложнения после отита у ребёнка.

Гармоничное речевое развитие невозможно представить без:

  • Пальчиковых игр, среди которых самой известной является «сорока-ворона». Специалистами доказано, что раздражение определённых зон на руках и пальцах запускает работу нейронов головного мозга и создаёт новые связи.
  • Рисования, в т.ч. песком.
  • Заучивания стихов и пения песен.
  • Лепки и игры с глиной.
  • Развития внимания и работы по фиксации образов и предметов.
  • Чтения книг с иллюстрациями.
  • Музыкальных игр, когда во время прослушивания песен можно усваивать цвета, животных, их речь и другие основные знания.
  • Настольных игр. Они должны в зависимости от возраста меняться и позволять усваивать информацию по цветам, формам, количеству.
  • Массажа. Как ни странно, но массаж спины, шеи и головы даёт необходимое расслабление, после чего дети лучше воспринимают информацию и способны дольше заниматься.

Полезно приобретать игрушки, которые направлены на развитие мелкой моторики. Можно их создавать самостоятельно из доступных материалов. Отлично для этих целей подходят орехи, горох, пшено, макароны. Игра с ними позволяет активизировать работу головного мозга.

Постоянное объяснение всего того, что видит ребёнок, позволяет также обеспечить необходимое развитие. Ежедневные занятия должны длиться минут 10–20 в зависимости от возраста крохи. Это позволяет обеспечить качественное восприятие материала, а также снизить напряжение малыша.

Все эти средства позволяют успешно сопровождать медикаментозное лечение.

Родители должны понимать, что задержка речевого развития, не связанная с серьёзными патологиями, требует внимательного отношения к ребёнку. Она поддаётся коррекции. Малыши хорошо чувствуют волнение родителей, поэтому посещение любых специалистов должно проводиться не в тревожной, а дружелюбной обстановке.

Искусственная стимуляция речи, когда родители делают вид, что не понимают малыша, также полезна в быту для решения проблемы. Чем раньше взрослые начинают бороться с заболеванием, тем быстрее можно получить результат.

Как проявляется задержка речевого развития у детей

Задержка развития речи у ребенка — опасное отклонение, которое при несвоевременной помощи может привести к появлению психических расстройств, отсутствию навыков самообслуживания, плохой обучаемости и т.д. Патология характеризуется запоздалым или недостаточным освоением родного языка. Поставить диагноз могут в 2-3 года, однако первые признаки появляются раньше.

Как проявляется ЗРР

Задержка речевого развития — это расшифровка аббревиатуры ЗРР.

ЗРР у детей проявляется следующим образом:

  1. В 4 месяца. Отсутствует реакция на жесты и слова окружающих людей. Эмоциональность выражена слабо. Мимика почти не проявляется.
  2. В 8 месяцев. В норме в лексиконе должны появляться первые лепетные слова, состоящие из одинаковых простых слогов. Дети с задержкой речевого развития лишь осваивают отдельные звуки или вовсе не пытаются разговаривать.
  3. В 1 год. Ребенок тихий. Молчит или издает звуки крайне редко.
  4. В 1,5 года. В это время у детей лексикон пополняется простыми словами («мама», «баба», «дай»). Ребенок с ЗРР в лучшем случае только начинает выговаривать отдельные слоги. Пассивное понимание речи слабое или отсутствует. Нет реакции на просьбы или обращение по имени. Если затронут мышечный аппарат или центральная нервная система, ребенок не может жевать.
  5. В 2 года. При благоприятном стечении обстоятельств начинает нарабатываться словарный запас, однако дети овладевают лишь простыми конструкциями. Лексикон сильно ограничен. Ребенок с трудом выражает свои мысли, его сложно понять. Он не повторяет новые слова за взрослыми.
  6. В 3 года. До 3 лет продолжается расширение лексикона, однако он по-прежнему ограничен и состоит из 5-20 слов. Отсутствует навык составления даже простых предложений. Дети с задержкой речевого развития не знают названия предметов, животных, частей тела и т.д. Ребенок не понимает сказки, плохо осознает смысл услышанного. Речь невнятная, либо слишком медленная, либо быстрая. Некоторые дети, когда к ним обращаются, повторяют за взрослыми.

В зависимости от причин развития ЗРР и общего состояния ребенка симптоматика может различаться. При слабом тонусе мышц дети часто ходят с открытым ртом, наблюдается повышенное слюноотделение. После 4 лет усиливаются агрессия и нервозность. Ребенок быстро утомляется и плохо запоминает даже визуальные образы. Воображение развито слабо. Возможность проявлять эмоции ограничена. Дети избегают общения со взрослыми и сверстниками. Нередко ЗРР сопровождает аутизм и ДЦП.

Самостоятельно провести точное определение уровня развития в домашних условиях невозможно, для этого нужна консультация педиатра и логопеда. Диагноз ЗРР стараются не ставить до 2-3 лет, т. к. темпы освоения речи у детей индивидуальны.

Причины патологии у детей

Причины развития ЗРР делят на первичные и вторичные. Первые связаны с течением беременности и родов. Наиболее опасны факторы, воздействующие на плод на 3-4-м месяце. В это время происходит формирование структур головного мозга. При первичных причинах ЗРР нередко становится лишь следствием других патологий. Привести к возникновению отклонений могут инфекции, интоксикация, токсикоз, резус-конфликт матери и плода, недоношенность, родовые травмы и т.д.

Вторичные причины связаны с внешними факторами, которые влияют на воспитание, здоровье и состояние психики ребенка. ЗРР может возникнуть как последствие вакцинации или тяжело перенесенного заболевания. Иногда его развитие спровоцировано тугоухостью.

Если ребенок лишен слуха, его речь не может полноценно формироваться. Часто ЗРР выявляется у детей из неблагополучных семей. Это связано с отсутствием внимания. Иногда задержка возникает из-за гиперопеки или двуязычия в семье.

Читайте также:  Причины жёлтых ногтей на руках: как бороться с проблемой

Как отличить ЗРР от других расстройств

Чаще всего ЗРР приходится дифференцировать от ИРР (индивидуальных речевых различий), реже — от дислалии (нарушения произношения звуков при сохранении слуха и функции артикуляционного аппарата).

ЗРР отличается от иных расстройств тем, что при них даже после комплексных коррекционных мероприятий полностью нормализовать состояние ребенка не удается. Это может быть связано с тяжелым повреждением функциональных центров головного мозга при других патологиях. При диагнозе ЗРР, не вызванной первичными заболеваниями, органические нарушения отсутствуют.

Задержка развития выражается в отставании от сверстников. При остальных патологиях, связанных с речевым аппаратом, ребенок может не понимать взрослых и даже не пытаться разговаривать. При ЗРР интерес к общению, сказкам и рассказам чаще всего сохранен. При иных расстройствах (например, алалии) он отсутствует.

Лечение задержки речевого развития

При выявлении диагноза ЗРР возникают вопросы о том, что делать и как заниматься с ребенком. В действительности при данном заболевании может потребоваться комплексная помощь. Курс терапии включает не только упражнения, но и процедуры, прием медикаментов и т.д. Главное условие лечения — создание психологически благоприятной обстановки.

Медицинская помощь ребенку

В первую очередь следует обратиться к врачу для постановки диагноза. Если есть подозрение, лучше начать с педиатра — специалиста широкого профиля. При необходимости он направит ребенка к логопеду и неврологу. Первые симптомы врач может заметить уже в 6-9 месяцев. Медикаментозная терапия включает в себя прием успокаивающих и стимулирующих препаратов. Назначать их должен только доктор.

Для предотвращения отставания в развитии может быть рекомендован массаж. Некоторым детям хорошо помогает дельфинотерапия. Приветствуется контакт с домашними животными. Взрослым детям требуется общение с психологом. Иногда помогает посещение остеопата. Воздействие на активные точки стимулирует метаболизм и работу нервной системы.

Социальная поддержка

Ребенок не начнет говорить, если его этому не научат, поэтому при лечении ЗРР важны воспитательные меры. Задержка часто появляется в результате стресса. Чтобы это предупредить, нужно создать благоприятную доверительную обстановку в семье. Здесь важен не только контакт с ребенком, но и отношения между родителями.

Для нормализации состояния можно проводить занятия в группе или самостоятельно в домашних условиях. В курс следует включить упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, совершенствование речи и т.д. Желательно проводить уроки в форме игры. Вы можете обращать внимание ребенка на характеристики предметов, просить рассортировать их и придумывать другие совместные занятия.

Прогноз для детей с расстройством

Прогноз зависит от сопутствующих расстройств, начального состояния пациента и своевременного оказания помощи. Если коррекцию начали проводить после 6 лет, скорее всего, добиться полной нормализации не удастся. Возможно, в старшем возрасте ребенок сможет говорить четко и внятно, размер его словарного запаса достигнет нормы, но вторичные проблемы останутся. Из-за отсутствия общения со сверстниками замедляется умственное и психическое развитие, что опасно пограничными расстройствами личности. Ребенок может всю жизнь испытывать сложности с социализацией и адаптацией.

При своевременном обращении к врачу и отсутствии тяжелых сопутствующих патологий прогноз благоприятен. При должной мотивации со стороны взрослых и самого пациента удается частично или полностью устранить симптоматику. Такие дети чаще всего в дальнейшем посещают общие, а не коррекционные образовательные учреждения.

Профилактика ЗРР

Главные методы профилактики — наблюдение за течением беременности, своевременные врачебные осмотры и грамотные воспитательные меры. Важно корректно оценивать состояние ребенка. Не следует беспокоиться при индивидуальных особенностях, но если в 2-3 года отсутствует пассивное понимание речи, нужно срочно обратиться к специалисту. Желательно с 4-6 месяцев начинать проводить развивающие занятия. В этом возрасте подойдет массаж ладоней для улучшения моторики.

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

МКБ-10

Общие сведения

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

Причины ЗРР

Органические причины

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными. Биологические факторы:

  1. Минимальная мозговая дисфункция. Обусловлена перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность.
  2. Заболевания раннего возраста: ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
  3. Тугоухость у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
  4. Наследственные факторы. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социальные причины

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Патогенез

В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I – 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно – повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.

Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.

Развитие речи в норме

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы:

  • гуления (с 1,5-2 мес.);
  • лепета (с 4-5 мес.);
  • лепетных слов (с 7-8,5 мес.);
  • первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре – около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов).

Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.

Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40–60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.

В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Симптомы ЗРР

Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Диагностика

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

  1. Медицинский блок. Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
  2. Логопедическое обследование. Включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.
  3. Психологическая диагностика. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.
Читайте также:  Упражнения для вашей поясницы

Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Коррекционно-развивающая работа при ЗРР

Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Прогноз и профилактика

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

Что делать в случае выявления у ребёнка задержки речевого развития?

Все родители с нетерпением ждут, когда их чадо произнесёт первое слово. Обычно это происходит к 7–8 месяцам. К году малыш в среднем уже должен знать 8–12 слов, наращивая к возрасту двух лет этот показатель до 150.

Бывают ситуации, когда средние нормативы речи у детей не выполняются. Игнорировать это нельзя. Задержка речевого развития может являться сигналом серьёзных нарушений у ребёнка, поэтому на неё следует обращать внимание. Списывание отсутствие разговора на какие-то индивидуальные особенности малыша не стоит.

Что называют задержкой речи?

До года речевое развитие детей меняется очень быстро. Активное гуление у них происходит в период 2–5 месяцев. После чего малыши начинают произносить первые слоги. К году они должны превращаться в слова. Это необязательно будут фразы «мама» или «папа». Дети могут демонстрировать сознательное употребление любых других. Если отсутствуют подобные признаки, то следует искать причины и обратиться к врачу-неврологу.

Задержка речевого развития в медицинской и педагогической практике представляет собой отсутствие соответствующих навыков или непонимания употребляемых слов в конкретные периоды. Чтобы определить такое явление, необходимо знать, что и в каком возрасте характерно для детей. Принято следить за изменениями речи у ребят до 10 лет.

Не стоит забывать и о том, что дети всегда развиваются индивидуально, поэтому ориентиры даются средние. Отклонения в большую сторону также возможны и не должны пугать родителей.

Нормы развития речи

Для того чтобы самостоятельно проверить, нет ли проблем с речью у детей, полезно знать следующие нормы:

  • в 12–15 месяцев ребёнок должен демонстрировать понимание простейших команд, обращения к нему, произносить односложные и двусложные слова в количестве до 20 штук;
  • к 2 годам дети способны составлять простые предложения, причём мальчики делают это чуть позже и склонны говорить в целом меньше;
  • ещё через полгода в запасе ребёнка должно оказаться порядка 300 слов;
  • к 3 годам специалисты ожидают увидеть у детей способность составлять небольшие рассказы о себе или окружающем мире, малыши должны уметь описывать изображения на картинках;
  • в 4–4,5 года у ребёнка появляются умения составлять сложные предложения, состоящие более чем из 4 слов, а также отвечать на любые вопросы;
  • в 6–7 лет словарный запас ребёнка составляет порядка 1000 слов, которые он активно употребляет.

Если ребёнок до трёх лет не начал говорить и не демонстрирует понимания речи других людей, следует обратиться к сурдологу.

Что является причиной задержки?

Спектр причин, которые приводят к задержке речи у ребёнка, достаточно широкий. Проблема может являться следствием неврологических нарушений или отсутствием внимания со стороны родителей к малышу. Основные причины, как правило, заключаются в следующем:

  • поражения головного мозга;
  • большое количество перенесённых заболеваний, в т.ч. в тяжёлой форме;
  • нарушения слуха и зрения, что мешает восприятию звуков, образов и предметов из окружающего мира;
  • низкая степень развития мышц рта или другие патологии, приводящие к затруднению при произношении звуков или их копировании;
  • родовые травмы;
  • сильные стрессы, связанные с трагическими событиями в семье, ссорами родителей, их разводом и т. д.;
  • генетические заболевания, в т.ч. синдром Дауна и т. п.

Если занятия с ребёнком проводятся редко, то это также провоцирует отсутствие развития речевых навыков. Среди других социальных факторов, влияющих на это состояние, можно выделить:

  • низкую частоту разговоров с малышом;
  • слишком быструю или невнятную речь окружающих ребёнка взрослых;
  • чрезмерное стремление родителей предугадать любые желания малыша, что позволяет ему обходиться без слов;
  • частые просмотры телевизора, не позволяющие сформировать у детей представление о том, как происходит подача звуков;
  • общение в семье или в среде, где находятся дети, на нескольких языках;
  • требования родителей помолчать.

Для устранения проблемы необходимо будет ликвидировать причины. Чтобы нагнать упущенное время, потребуются усиленные ежедневные занятия.

К каким врачам бежать?

Если родители отмечают, что у ребёнка речь развита хуже, чем у сверстников, они часто склонны во всём винить его стеснительность. Лишь к 3 годам чаще всего многие из них решаются обратиться к врачу. Помочь с проблемой могут:

  • логопеды;
  • педагоги;
  • неврологи;
  • сурдологи;
  • остеопаты;
  • психологи;
  • дефектологи;
  • корректологи.

Всё зависит от того, в какой области лежат причины отклонения от нормального речевого развития детей и какие занятия необходимы.

Основная задача состоит в том, чтобы выровнять ребёнка по уровню развития к моменту начала учебного процесса в школе. Малыши с проблемами слуха и зрения тоже имеют шанс пойти в обычную школу и учиться на равных с другими сверстниками. Помочь в этом могут только специалисты.

Если необходимо решить психологическую проблему, связанную со стрессами, может потребоваться участие невролога. Некоторые формы психологических расстройств лечатся медикаментозно.

Методы диагностики задержки

Не всегда определить наличие заболевания можно только по симптомам, демонстрирующим использование речи, тем более, что дети в присутствии чужого человека склонны смущаться, зажиматься и молчать. Педиатр или другой специалист, наблюдающий ребёнка, может направить его на такие обследования:

  • дуплескное сканирование артерий головного мозга;
  • сурдологические тесты на определение тугоухости;
  • проверка на наличие серных пробок, аденоидов;
  • эхоэнцефалография.

Логопеды и психологи имеют свои тесты, позволяющие определить степень развития речи у детей разного возраста с учётом половых характеристик.

Как исправлять проблему?

Если задержка речевого развития подтверждена как диагноз, то необходимо срочно принимать меры по её исправлению. Малыши, не имеющие серьёзных нарушений головного мозга или генетических патологий, могут быстро нагнать то, что не освоили в раннем возрасте. Для профилактики рекомендовано использовать разнообразные педагогические и психологические приёмы. Также не следует ждать трёхлетнего возраста, если есть сомнения по поводу уровня развития ребёнка.

Основными методами лечения данной проблемы являются:

  • физиотерапия;
  • магнитотерапия;
  • медикаментозное лечение, направленное на активизацию работы головного мозга, снятия нервного напряжения;
  • иглоукалывание;
  • иппотерапия;
  • дельфинотерапия;
  • песочная терапия.

Конкретный перечень методов выбирает врач и другие специалисты, подключённые к реабилитации детей. Не все способы избавления от проблемы нужны в конкретном случае. Многие из них могут оказаться недоступными. Занятия с логопедом или дефектологом могут быть рекомендованы в качестве дополнительных даже в случае небольшого отклонения от нормы. В основном они направлены на то, чтобы своевременно поставить звуки и улучшить восприятие информации у малышей.

Часто бывает так, что устанавливается факт недостаточного питания малыша. Отсутствие в должном количестве белка, жиров и витаминов приводит к тому, что мозг не может обрабатывать всю информацию.

Как не допустить возникновения задержки речи?

Если дети от рождения здоровы, родители должны обращать внимание на их состояние и развитие, чтобы не было проблем с речью. Нужно помнить, что любое перенесённое ОРВИ может оказать негативное влияние на состояние ребят. Даже такие распространённые болезни способны создать основу для развития задержки речи. Самая часто встречающаяся ситуация – осложнения после отита у ребёнка.

Гармоничное речевое развитие невозможно представить без:

  • Пальчиковых игр, среди которых самой известной является «сорока-ворона». Специалистами доказано, что раздражение определённых зон на руках и пальцах запускает работу нейронов головного мозга и создаёт новые связи.
  • Рисования, в т.ч. песком.
  • Заучивания стихов и пения песен.
  • Лепки и игры с глиной.
  • Развития внимания и работы по фиксации образов и предметов.
  • Чтения книг с иллюстрациями.
  • Музыкальных игр, когда во время прослушивания песен можно усваивать цвета, животных, их речь и другие основные знания.
  • Настольных игр. Они должны в зависимости от возраста меняться и позволять усваивать информацию по цветам, формам, количеству.
  • Массажа. Как ни странно, но массаж спины, шеи и головы даёт необходимое расслабление, после чего дети лучше воспринимают информацию и способны дольше заниматься.

Полезно приобретать игрушки, которые направлены на развитие мелкой моторики. Можно их создавать самостоятельно из доступных материалов. Отлично для этих целей подходят орехи, горох, пшено, макароны. Игра с ними позволяет активизировать работу головного мозга.

Постоянное объяснение всего того, что видит ребёнок, позволяет также обеспечить необходимое развитие. Ежедневные занятия должны длиться минут 10–20 в зависимости от возраста крохи. Это позволяет обеспечить качественное восприятие материала, а также снизить напряжение малыша.

Все эти средства позволяют успешно сопровождать медикаментозное лечение.

Родители должны понимать, что задержка речевого развития, не связанная с серьёзными патологиями, требует внимательного отношения к ребёнку. Она поддаётся коррекции. Малыши хорошо чувствуют волнение родителей, поэтому посещение любых специалистов должно проводиться не в тревожной, а дружелюбной обстановке.

Искусственная стимуляция речи, когда родители делают вид, что не понимают малыша, также полезна в быту для решения проблемы. Чем раньше взрослые начинают бороться с заболеванием, тем быстрее можно получить результат.

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Читайте также:  В чём отличие органических продуктов от обычных?

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца : ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
  • 8–9 месяцев : отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • 1 год : ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • 1,5 года : не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
  • 2 года : знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
  • 2,5 года : применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
  • 3 года : не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.

Основные методы лечения ЗПРР:

Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.

Занятия с дефектологом и логопедом . Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.

Лекарственная терапия . Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.

Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

Лечение ЗПРР за границей

Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

Где лечить ЗПРР в Москве

В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

  • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
  • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
  • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
  • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).

Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

Вни­ма­ние к ре­бен­ку с пер­вых дней его жиз­ни, бе­реж­ное от­но­ше­ние и зна­ние пер­вых симп­то­мов пси­хи­чес­ких за­бо­ле­ва­ний по­мо­гут ро­ди­те­лям убе­речь свое ча­до от тя­же­ло­го кре­с­та на всю жизнь. И если вы за­ме­ча­е­те, что ма­лыш го­во­рит на­мно­го мень­ше, чем обыч­но де­ти в его воз­рас­те, луч­ше сра­зу про­вес­ти ди­аг­нос­ти­ку и при­нять ме­ры.

Ссылка на основную публикацию