Футбольная сборная россии играет плохо, но от души: почему? - RusRodnik.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Футбольная сборная россии играет плохо, но от души: почему?

Футбольная сборная России играет плохо, но от души: почему?

Спортивные аналитики и болельщики постоянно пытаются определить причины, почему российская сборная по футболу никак не может выйти в лидеры на мировой арене. Несмотря на усилия в разных областях, порадовать тех, кто переживает за результаты национальной команды, пока не получается.

Последние результаты национальной команды

Из разочарований, которые испытали любители футбола в России, самым ярким за последнее время было то, что сборная плохо показала себя на Евро-2016. Нет даже понимания того, что помешало выйти из группы в этом чемпионате. Хотя состав, специалисты и условия были подобраны хорошо. Показав слабый уровень игры, главный тренер подал в отставку.

Между тем феноменальный прорыв показали жители маленького государства – Исландии. После чего вовсе упало настроение у тех, кто болел за Россию. Ведь если такая страна умеет организовать подготовку своих спортсменов, то у нашей сборной плохой ситуации быть не может и вовсе!

В 2014 году национальная команда показала самый низкий результат за последние 7 лет. Когда проходил чемпионат мира в Бразилии, игроки не смогли обеспечить даже выход из группы. На тот момент тренировал команду Фабио Капелло, который обошёлся дорого российскому бюджету. Удивительным образом его подопечные могли играть со 100%-м результатом в товарищеских матчах и почти с нулевым – в ключевых соревнованиях. Общая оценка результативности в 2014 году составила 58,9% набранных очков.

Вероятные причины поражений

Среди факторов, которые мешают сборной двигаться дальше, комментаторы, спортсмены и аналитики называют:

  • низкий уровень мотивации игроков, оплата труда которых не зависит существенно от итогов конкретной игры или результатов сезона;
  • чрезмерную коммерциализацию российского футбола, когда инвесторы покупают игроков, чтобы затем их продать дороже, а не для организации сильной и слаженной команды;
  • нет чёткой вертикали взращивания спортсменов для этой игры;
  • недостаточное финансирование детского футбола;
  • отсутствие тренеров для работы с подрастающим поколением;
  • нет площадок и стадионов для проведения тренировок в регионах;
  • футболисты не испытывают чувство патриотизма, т. к. их задачей является демонстрация себя для более высокой стоимости контракта;
  • разница в менталитете у тренеров и игроков, т. к. в последние годы руководство сборной возлагалось на приглашённых иностранных специалистов.

Сами футболисты иногда говорят о том, что плохо играют, т. к. испытывают моральное давление со стороны болельщиков. Завышенные требования и ожидания не позволяют им показывать своё мастерство. Но при этом многие из них хорошо играют за иностранные клубы.

Выдвигается также мнение, что сборная России умышленно не допускается к лидерству в мировом футболе. В том числе, по причине необъективного судейства. Однако статистика пропущенных голов и удачных моментов в игре говорят не в пользу этой гипотезы.

Как улучшить игру футболистов?

Только ленивый не описывал подробно, что стоит сделать, чтобы сборная по футболу начала играть хорошо. Среди самых распространённых рекомендаций значатся:

  • создание единой системы развития футбола на всей территории страны, чтобы критерии оценки игроков стали одинаковыми;
  • отказ от приглашения зарубежных специалистов в качестве главных тренеров, т. к. это не позволяет установить хорошие взаимоотношения с игроками;
  • прекратить активное финансирование футболистов, которые не играют результативно;
  • развивать патриотические чувства у тех, кто попадает в сборную;
  • ужесточить требования по отбору игроков, которые будут представлять интересы страны;
  • проводить больше выездных матчей, чтобы у футболистов не было страха перед чужим полем;
  • создать федеральную программу строительства футбольных площадок в каждом районе;
  • ввести штрафные санкции, если команда проиграла серьёзный матч;
  • уменьшить содержание игроков, чтобы они были заинтересованы в самореализации помимо футбола.

Существуют радикальные предложения о том, чтобы не пускать ребят выступать за границей. В таком случае у сборной повышается риск потери квалификации ещё больше, потому что нужно знать мировые стандарты и тренды игры. Иначе шансы на победу в будущем будут сведены на нет.

Есть и достаточно шутливые рекомендации: устраивать почаще эмоциональную встряску футболистам. Замена главного тренера сопровождается сильным всплеском, что приводит к хорошим результатам игры. Если чаще выбирать наставника, то у спортсменов будет больше поводов показать себя.

Если россияне перестанут демонстрировать агрессивное поведение по отношению к своей сборной по футболу, это может помочь заиграть иначе.

Важна ли поддержка болельщиков?

В последнее время специалисты и спортсмены интересуются, почему в России не ходят на футбол. Ответа на этот вопрос нет. В стране существуют противоположные течения:

  • активные болельщики, фанаты, которые готовы сопровождать сборную далеко за её пределами;
  • сторонники читать результаты прошедших игр в интернете или в СМИ, чтобы не тратить деньги на матчи, большая часть которых не обладает зрелищностью.

В случае поражения, что является естественным в мире спорта, на футболистов обрушивается волна гнева со стороны и тех, и других. В результате у них создаётся впечатление, что весь мир против. Это не позволяет гармонично развиваться в области спорта, заставляет сомневаться в собственных силах.

Зачастую в случае поражения футболистам начинают писать в социальных сетях с угрозами, применяя унизительные фразы, доступные для всеобщего обозрения. Как коршуны ведут себя и спортивные журналисты. При этом нет устойчивой связи, которая бы показывала, что такое осуждение способно изменить ситуацию в корне.

Если россияне перестанут демонстрировать подобное поведение, а примут тот факт, что в мире спорта есть не только победы, это может помочь заиграть иначе. Ведь никто из тех, кто осуждает футболистов, сам не выходил на поле в качестве профессионального игрока.

Каким должен быть тренер сборной?

Всегда отдельно обсуждается вопрос руководителя национальной сборной. Каким он должен быть? Стоит ли приглашать сторонних специалистов? По каким критериям выбирать тренера? Среди мнений, которые существуют у спортивных чиновников и экспертов, можно выделить следующие:

  • тренер должен вызывать уважение у членов команды;
  • фигура наставника должна быть известна в мировом футболе;
  • чтобы стать тренером, футболисту следует постепенно пройти разные стадии развития, нельзя никого сразу ставить на руководящую позицию;
  • оплата труда руководителя команды не должна быть на одном уровне, а иметь бонусный характер с учетом результатов игр;
  • тренер должен пройти обучение психологии, чтобы знать тонкости мотивации и использовать их в работе;
  • наставник должен уметь коммуницировать, обладать харизмой и обаянием, чтобы стать примером для своих подопечных;
  • руководителю сборной нужно требовать соблюдение жёсткого спортивного режима во время ключевых соревнований;
  • у тренера должно быть спортивное образование, которое позволит совершенствовать физическое состояние футболистов.

Тренер должен одновременно быть отцом, помощником, спортсменом, другом, начальником. Такое многообразие функций, видимо, и не позволяет найти достойного кандидата, который смог бы привести сборную к успеху.

Если на местах изменят систему воспитания молодых кадров, можно надеяться на то, что лет через 10 Россию будут достойно представлять те, кому нравится игра в футбол.

Почему сборная России так плохо играет? Экскурс в историю

Есть вечные вопросы, которые поднимаются в российском спорте. Они интересовали людей сто лет назад, интересуют сейчас и будут интересовать еще через сто лет. «Спорт День за Днем» открывает рубрику, в которой история сплетается с сегодняшним днем.

Больше ста лет назад сборная Российской империи уступила венграм 0:12. За игрой, которая прошла в Сокольническом клубе спорта (Москва), наблюдали три тысячи человек. 8 июля 1912 года по старому стилю в журнале «Русский спорт» появился отчет об этом матче, в котором журналист не критиковал сборную, а местами даже хвалил ее и без намека на самую незначительную истерию отвечал на вопрос, почему команда Российской империи играет так плохо.

Натурализованные англичане испортили команду Москвы

Если вы взглянете на статистику имперской сборной 1912 года, результаты нынешней национальной команды покажутся вам весьма позитивными. Четыре официальных матча завершились с общим счетом 2:32: в среднем забито полмяча за игру, пропущено восемь.

Почему мы обратились именно к 1912 году? Именно в этом году сборная, появившаяся на свет лишь в конце 1910 года (до этого в международных матчах играли команды отдельных городов), отправилась на первый серьезный турнир — Олимпийские игры в Стокгольме, — где проиграла Финляндии (1:2) и потерпела самое крупное по сей день поражение — 0:16 от немцев.

В июле сборная позвала в гости венгров на товарищеские матчи. Сначала с ними сыграла команда Москвы (0:9). «Команда эта, сравнительно сильная, составлена наполовину из русских, наполовину из англичан, — отметил журналист «Русского спорта» (к сожалению, его фамилия под текстом не указана), а следом добавил: — Жаль, что каждый раз выпускают против приезжих прекрасных команд не стренированную московскую, так что и игры наши показать не могут, да и результаты получаются плачевные». Глаза округляются, не правда ли? Во-первых, и тогда существовала натурализация, во-вторых, неужели англичане способны испортить игру сборной Москвы?

Прочитав следующую фразу, присутствующую в отчете журналиста, вы наверняка начнете аплодировать: «Каждое почти состязание оставляет зрителей при том убеждении, что команда могла сыграть лучше, чем сыграла в данный момент».

Зрители не меняются, почему-то они и тогда, и сейчас склонны думать, что сборная России способна выигрывать. Не все, конечно, но многие.

Читайте также:  Как рационально вести семейный бюджет: осваиваем финансовые правила

Журналист «Русского спорта» придерживается более трезвой позиции, проявившейся в отчете о следующем матче, в котором против венгров на поле вышла объединенная команда империи, составленная наполовину из петербуржцев, наполовину из москвичей. На этот раз обошлось без англичан, что сказалось на результате разве что в худшую сторону. Однако, несмотря на плачевный счет 0:12, журналист находил позитивные моменты. «Хороши были петербургские форварды — правая сторона все время проводила мяч сквозь защиту», «надо отдать справедливость — всероссийская футбольная лига довольно хорошо знает своих игроков и сумела выставить на такое важное состязание действительно лучшую команду». Из контекста видно, что написано это без сарказма.

«Заставить игроков тренироваться в беге на различные дистанции»

Согласитесь, это очень странно: сборная терпит жуткое поражение, но в журнале «Русский спорт» выходит такой странный по нынешним временам материал, в котором никто не машет шашкой и не кричит, что нужно всех уволить, разогнать, казнить. Может быть, издание плохое? Наоборот. «Русский спорт» был наиболее авторитетным, популярным и содержательным спортивным журналом своего времени, в нем работали лучшие спортивные обозреватели.

Дело в том, что журналист очень объективно оценивал реальную силу национальной команды и не ждал от нее чудес.

В конце июля того же года в «Русском спорте» была опубликована заметка, в которой описывается, как футбольные руководители думают о будущем сборной. «Кажется, урок, полученный на Олимпиаде петербургскими футболистами в частности и русскими вообще, не пропадет даром». Далее написано, что комитет Санкт-Петербургской футбольной лиги созвал совещание, куда пригласил некоторых игроков, принимавших участие в стокгольмской Олимпиаде. «На означенном совещании решено приняться за серьезные реформы в деле русского футбола».

Реформы следующие. Во-первых, пригласить тренера («об этом мы слышим вот уже три года»). Во-вторых, заставить игроков тренироваться в беге на различные дистанции. В-третьих, обязать сборную еженедельно проводить матч с одним из клубов. Если реформы немного перефразировать, они будут актуальны и сегодня.

Как видим, в Российской империи тоже задавали вопрос, почему сборная играет так плохо. Это была заря национальной команды, первые годы ее существования, может быть, поэтому журналист «Русского спорта» столь безропотно описывал разгром от венгров. Имперские амбиции? Нет даже намека на них, зато есть объективная оценка.

Есть ощущение, что мы к этому возвращаемся. «Это наш уровень», — довольно популярная фраза после неудач сборной, которую мы можем слышать от совершенно разных людей: болельщиков, журналистов, экспертов и даже Виталия Мутко. После длинного и местами очень успешного футбольного пути сборная пришла к тому, с чего начинала. В 1912-м венгры были сильнее России — разгромное поражение отражало уровень футбола в стране. Команда Станислава Черчесова уступает Коста-Рике и Кот-д’Ивуару, иногда даже Катару. Почему сборная так плохо играет? Потому что это ее уровень, а чтобы его поднять, нужны реформы. В 1912 году вам дали бы такой же ответ.

Все опять ненавидят сборную России по футболу. Почему они так плохо играют?

Летом 2018-го сборной России по футболу гордилась вся страна. После выхода в четвертьфинал на домашнем чемпионате мира игрокам простили все болезненные поражения прошлых лет и стали называть национальными героями.

С тех пор прошло чуть больше года. За это время команда успела выйти в финальную часть Евро-2020, обыграв откровенных аутсайдеров отборочной группы и дважды уступив звездному на сегодняшний день составу сборной Бельгии. После последнего домашнего проигрыша со счетом 1:4 от бельгийцев мы как будто вернулись в начало 2018 года, когда в преддверии мундиаля эксперты разного уровня ничего, кроме провала, не прогнозировали. Вот и сейчас болельщики превратились в хейтеров национальной команды, а главного голеадора Артема Дзюбу и вовсе матерят с трибун.

Очевидно, сборная вернулась на свой обычный уровень, ведь побеждать только на эмоциях регулярно не получится. Журналист 66.RU спросил у президента футбольного клуба «Урал» Григория Иванова, почему в России так мало хороших футболистов и уже давно нет звезд европейского уровня. Публикуем его монолог без купюр.

Фото: пресс-служба ФК «Урал» «Нам повезло с Шатовым и Смоловым»

У нас во многих клубах очень требовательные болельщики. И к сборной относятся так, как будто мы должны всегда становиться только чемпионами мира. Перед чемпионатом мира сборную кто только не поливал.

Но давайте реально оценим. У нас сейчас пришли в сборную играть ребята, которым уже почти по 30 лет, они заканчивают карьеру. Они родились в начале 90-х, когда все школы позакрывались. Только недавно, в 2010-е, более или менее появились академии, хороший тренировочный процесс у детей налажен, футбольных полей много в стране настелили. А все же было заброшено! И эти ребята, которые росли в то время, — тот же Олег Шатов, Федор Смолов — это просто талантливые парни. И нам повезло, что они смогли на тех полях воспитаться.

Когда-то у нас в Екатеринбурге только в чемпионате Чкаловского района по мужским командам 18 команд играло. А сейчас на первенство города 12 играет, вместе с Березовским, Первоуральском и Верхней Пышмой! Столько полей, стадиончиков было, все же позакрывали!

Раньше молодые ребята, которые шли работать на заводы после профтехучилища, играли в футбол, и кто-то даже там смог карьеру построить. А потом мы все это угробили, у нас футбола вообще не стало. Однажды, когда я уже занимался мини-футболом, к нам с Уралмаша приехала играть команда в разных майках и трусах. Я подумал: «Куда мы катимся?!» Футбольная школа Уралмаша была эталоном всегда. Годы в 70-е, когда наш ВИЗ играл на первенстве города, Уралмаш приезжал на автобусе «Икарус», выходила команда (там были игроки, которые за сборную юношескую выступали уже тогда): бутсы новые, все одетые, на них все равнялись, все хотели попасть на Уралмаш. А потом мы это все разрушили и буквально за 10 лет хотим снова стать победителями…

«Цель — вытащить ребят на улицу»

Надо вот этим ребятам, которые в сборной сыграли на чемпионате мира, памятники ставить! Они вернули любовь к футболу, дети захотели опять играть. Ведь все самородки во дворе всегда вырастали. Пришли со школы, портфель бросили, пошли играть в футбол. А сейчас во многих дворах стелют футбольные газоны, но на них никто не играет! Наверное, потому что родители боятся во двор выпускать.

Фото: Константин Мельницкий, архив 66.RU

Когда я начал заниматься футболом, моя цель была оторвать ребят от улицы, от вредных привычек, от всего этого. Сейчас моя цель, наоборот, выгнать их на улицу, отобрать у них все эти телефоны, чтобы они дышали свежим воздухом, играли в футбол. А то сейчас родители приводят в футбольную школу ребенка и говорят: «Научите его играть». Норматив — три занятия в неделю по полтора часа — больше нельзя! И если раньше они полтора часа тренировались, потом шли во двор и еще там с друзьями играли и добавляли мастерства, то сейчас приходят домой и либо залезают в телефон, либо делают уроки — их столько задают, что они голову поднять до вечера не могут! А еще ведь нужно когда-то отдыхать, гулять. Сейчас мальчишки, которые даже играют более или менее хорошо, приходят такие заморенные уроками и гаджетами, что им уже не до футбола.

Раньше у нас были спецклассы, они знали, что в семь утра тренировка. Потренировались, идут в школу, питаются, потом у них вторая тренировка. После нее они идут домой. И учебный процесс был привязан к футболу, под них подстраивалась общеобразовательная школа, и это все было.

«Раньше тренер был значимой фигурой, теперь — бедолага»

Мы разрушили вообще всю систему тренеров. Ко мне недавно приходил товарищ, у него сын играет в хоккей. Говорит, с тренерами провал полный. Пять вузов у нас в Екатеринбурге выпускают специалистов в области физкультуры и спорта, а тренеров нет. Приходят работать тренеры: кинул ребятам мячик или шайбу, а сам ушел по своим делам. Наши все футбольные тренеры играют на первенстве области, чтобы денег заработать. Мы не можем никак вернуть систему, чтобы профессия детского тренера была значимой, чтобы его уважали. Раньше дети его чуть ли не вторым отцом считали. Молодой парень, закончил институт, приходит работать, а у него зарплата семь-восемь, максимум двенадцать тысяч. А ему надо семью создавать и не ходить в спортивном костюме постоянно. Не должно так быть. Как работать?

Фото: пресс-служба ФК «Урал»

Раньше тренер был фигурой, а сейчас придет чей-нибудь папа и этого бедолагу обматерит: «Почему мой сын играет на этой позиции, а не на той»? Они же все сразу во всем разбираются. Мы (в ДЮСШ Урал», — прим. 66.RU ) сейчас не пускаем родителей на тренировки. Потому что ребенку одновременно и папа, и тренер что-то говорят. И кого ему слушать? Наверное, он будет слушать все-таки папу.

«Лучше играть в футбол, чем автоматы Калашникова разбирать»

Читайте также:  Как выбрать и использовать масло для роста волос?

Но все равно мы идем вперед. Настроили искусственных полей, много ледовых площадок, не как в 90-е было. ТСЖ куда прибыль девают? Вот пускай найдут общественника, дадут ему денег, чтобы он залил лед и ребят собрал. [Дворовые турниры] «Золотая шайба» и «Кожаный мяч» никуда не девались. Но их надо проводить как раньше, а не как сейчас. Чтобы любой отец взял своего пацана, вышел с ним во двор, а кто-то смотрит из окна и видит, как те вдвоем в футбол играют, и другой парень говорит отцу: «Пойдем тоже». Хотя бы в субботу и воскресенье будут собираться на каком-то пятачке, играть подъезд на подъезд… Раньше этим занимался комсомол. Сейчас создали каких-то юнармейцев, им надо автомат Калашникова разбирать. Лучше пусть со своими пацанами на улице с мячом занимаются!

Когда-то у нас было хорошее поколение футболистов: Карпин, Шалимов, Онопко, Мостовой… Все уезжали: кто в Голландию, кто в Испанию, кто в Италию. Мой знакомый ездил за 200 долларов играть в Венгрию, потому что здесь таких денег не платили. И у нас сборная была очень приличная, потому что игроки жили за границей, а там отношение другое к тренировочному процессу.

Почему сборная России так плохо играет? Экскурс в историю

Есть вечные вопросы, которые поднимаются в российском спорте. Они интересовали людей сто лет назад, интересуют сейчас и будут интересовать еще через сто лет. «Спорт День за Днем» открывает рубрику, в которой история сплетается с сегодняшним днем.

Больше ста лет назад сборная Российской империи уступила венграм 0:12. За игрой, которая прошла в Сокольническом клубе спорта (Москва), наблюдали три тысячи человек. 8 июля 1912 года по старому стилю в журнале «Русский спорт» появился отчет об этом матче, в котором журналист не критиковал сборную, а местами даже хвалил ее и без намека на самую незначительную истерию отвечал на вопрос, почему команда Российской империи играет так плохо.

Натурализованные англичане испортили команду Москвы

Если вы взглянете на статистику имперской сборной 1912 года, результаты нынешней национальной команды покажутся вам весьма позитивными. Четыре официальных матча завершились с общим счетом 2:32: в среднем забито полмяча за игру, пропущено восемь.

Почему мы обратились именно к 1912 году? Именно в этом году сборная, появившаяся на свет лишь в конце 1910 года (до этого в международных матчах играли команды отдельных городов), отправилась на первый серьезный турнир — Олимпийские игры в Стокгольме, — где проиграла Финляндии (1:2) и потерпела самое крупное по сей день поражение — 0:16 от немцев.

В июле сборная позвала в гости венгров на товарищеские матчи. Сначала с ними сыграла команда Москвы (0:9). «Команда эта, сравнительно сильная, составлена наполовину из русских, наполовину из англичан, — отметил журналист «Русского спорта» (к сожалению, его фамилия под текстом не указана), а следом добавил: — Жаль, что каждый раз выпускают против приезжих прекрасных команд не стренированную московскую, так что и игры наши показать не могут, да и результаты получаются плачевные». Глаза округляются, не правда ли? Во-первых, и тогда существовала натурализация, во-вторых, неужели англичане способны испортить игру сборной Москвы?

Прочитав следующую фразу, присутствующую в отчете журналиста, вы наверняка начнете аплодировать: «Каждое почти состязание оставляет зрителей при том убеждении, что команда могла сыграть лучше, чем сыграла в данный момент».

Зрители не меняются, почему-то они и тогда, и сейчас склонны думать, что сборная России способна выигрывать. Не все, конечно, но многие.

Журналист «Русского спорта» придерживается более трезвой позиции, проявившейся в отчете о следующем матче, в котором против венгров на поле вышла объединенная команда империи, составленная наполовину из петербуржцев, наполовину из москвичей. На этот раз обошлось без англичан, что сказалось на результате разве что в худшую сторону. Однако, несмотря на плачевный счет 0:12, журналист находил позитивные моменты. «Хороши были петербургские форварды — правая сторона все время проводила мяч сквозь защиту», «надо отдать справедливость — всероссийская футбольная лига довольно хорошо знает своих игроков и сумела выставить на такое важное состязание действительно лучшую команду». Из контекста видно, что написано это без сарказма.

«Заставить игроков тренироваться в беге на различные дистанции»

Согласитесь, это очень странно: сборная терпит жуткое поражение, но в журнале «Русский спорт» выходит такой странный по нынешним временам материал, в котором никто не машет шашкой и не кричит, что нужно всех уволить, разогнать, казнить. Может быть, издание плохое? Наоборот. «Русский спорт» был наиболее авторитетным, популярным и содержательным спортивным журналом своего времени, в нем работали лучшие спортивные обозреватели.

Дело в том, что журналист очень объективно оценивал реальную силу национальной команды и не ждал от нее чудес.

В конце июля того же года в «Русском спорте» была опубликована заметка, в которой описывается, как футбольные руководители думают о будущем сборной. «Кажется, урок, полученный на Олимпиаде петербургскими футболистами в частности и русскими вообще, не пропадет даром». Далее написано, что комитет Санкт-Петербургской футбольной лиги созвал совещание, куда пригласил некоторых игроков, принимавших участие в стокгольмской Олимпиаде. «На означенном совещании решено приняться за серьезные реформы в деле русского футбола».

Реформы следующие. Во-первых, пригласить тренера («об этом мы слышим вот уже три года»). Во-вторых, заставить игроков тренироваться в беге на различные дистанции. В-третьих, обязать сборную еженедельно проводить матч с одним из клубов. Если реформы немного перефразировать, они будут актуальны и сегодня.

Как видим, в Российской империи тоже задавали вопрос, почему сборная играет так плохо. Это была заря национальной команды, первые годы ее существования, может быть, поэтому журналист «Русского спорта» столь безропотно описывал разгром от венгров. Имперские амбиции? Нет даже намека на них, зато есть объективная оценка.

Есть ощущение, что мы к этому возвращаемся. «Это наш уровень», — довольно популярная фраза после неудач сборной, которую мы можем слышать от совершенно разных людей: болельщиков, журналистов, экспертов и даже Виталия Мутко. После длинного и местами очень успешного футбольного пути сборная пришла к тому, с чего начинала. В 1912-м венгры были сильнее России — разгромное поражение отражало уровень футбола в стране. Команда Станислава Черчесова уступает Коста-Рике и Кот-д’Ивуару, иногда даже Катару. Почему сборная так плохо играет? Потому что это ее уровень, а чтобы его поднять, нужны реформы. В 1912 году вам дали бы такой же ответ.

Почему в России не делают футбольных звезд

В 2010 году, когда начал вникать в детский футбол, я задал себе вопрос: “Почему, в отличие от волейбола и хоккея, в футболе у нас нет мировых звезд?”

В 2018 году опишу своё мнение на этот счет. И поставлю ссылку на эту запись в статус.

Футбол это игра на принятие решений. После очередных гениальных игровых моментов, мировых звезд обычно спрашивают: «Как так получилось? Как решили сделать именно так?» Ответ одинаковый у всех: «Не знаю, решения сами приходят в голову».

Принятие гениальных решений это то, что отличает звезд от обычных футболистов. Конечно, это подкрепляется исполнительским мастерством и физическими данными, но основа это принятие решений. И принятие решений это врожденный талант (не знаю, как получается; не думаю когда играю; все происходит сами собой и т.д.)

Тренер

В России нет футбольных звезд. Хороших игроков очень мало, а, значит, детских тренеров, которые воспитывали хороших игроков, тоже мало. Тренеров, которые воспитывали футбольных звезд, вообще нет.

В России дети начинают тренироваться с тренером в 5-6 лет. Давайте представим, что будет, если к обычному тренеру приходит мальчик, у которого есть талант по принятию решений. В России вероятность того, что такой мальчик попадет к обычному тренеру, а не к хорошему, очень высока. У мальчика этого возраста есть талант по принятию решений, но нет исполнительского мастерства и у многих нет физических данных (маленький, щупленький и т.д.).

У любого тренера дети играют в футбол. Талантливому мальчику в голову приходят решения, но большинство из них он не может воплотить в жизнь из-за того, что исполнительское мастерство и физические данные пока не на высоком уровне. Со стороны, игра такого ребенка будет казаться плохой (потери и непонятные решения)

Какие варианты этому мальчику предложит обычный тренер:

  1. Сердито скажет – играем в пас!
  2. По-доброму остановит игру и скажет – смотри, справа есть партнер, можно дать мяч ему.
  3. На тренировках будет отрабатывать упражнения, чтобы дети играли в пас.

То есть тренер во всех случаях навяжет талантливому мальчику свое видение футбола. Грубо произойдет это или нет, зависит от тренера, но какая бы ни была форма, содержание одно и то же.

В России тренер делает футболиста по своему представлению о футболе

И не важно, где работает тренер. Хоть в элитной Академии. По любой методике тренер будет делать футболиста. Или почти по любой методике.

По методике подготовки футбольных звезд, тренер должен молчать в играх и игровых упражнениях. Как обычный тренер может понять гения? Да никак! Поэтому главная его задача – не мешать принимать решения!

Читайте также:  C-реактивный белок: норма показателя и причины повышения

А теперь представим себе, что на тренировку молчащего тренера приходят родители детей. Да они через 5 минут будут возмущаться: «Почему тренер ничего не объясняет нашим детям? Как они научатся играть в футбол?» Молчащий тренер в России это почти нереально (почти, в данном случае, это слово надежды).

Вместо родителей подставьте в предложение “кураторы”, старшие тренеры, журналисты и т.д. Все они будут недоумевать – почему молчит тренер, так как они так же не видели и не знают, как нужно готовить футбольных звезд.

Обучение исполнительскому мастерству

Выше я написал, что тренер должен молчать во время игр и в игровых упражнениях. Но ведь тренеру нужно обучить ребенка футбольным элементам (удар, прием мяча, ведение, пас). А если выразиться более правильно, то ребенку нужно научиться выполнять футбольные элементы. Как это сделать, не влияя на талант по принятию решений? И вообще как это влияет?

Как сейчас проводится обучение по приему мяча и передачам? Дети становятся в шеренгу, а тренер показывает как нужно давать пас. Потом дети становятся друг напротив друга и начинают давать и принимать мяч. И так далее, меняя ноги. Считается, что хороший тренер будет показывать индивидуально тем детям, у которых не получается тот или иной элемент. В итоге через несколько лет дети научатся хорошо отдавать передачи и принимать мяч. Уверен, по техническому исполнению футбольных элементов на тренировках наши дети не хуже остальных. Но.

Давайте посмотрим на детей 4-5 лет, которые проявляют интерес к футболу, но не знакомы с работой тренера. О чем они думают во время игры? Ни о чем! Они играют в футбол так, как хотят. Они держатся двумя руками за свои футбольные ощущения и больше ни о чем не думают.

А с многочисленными повторениями футбольных элементов от тренера дети теряют свои ощущения. Да, они быстрее развивают свое исполнительское мастерство, но упускают нить по принятию решений. Потому что вместо игры, они вынуждены думать, как правильно выполнить тот или иной футбольный элемент, который искусственно в них внедряется (бывает, что вбивается).

Все футбольные элементы у нас обучаются со словом “надо”. Чеканка – надо 1000 раз, прием мяча – надо вывернуть ногу, удар – надо тянуть мысок и т.д. И ребенок, вместо футбольных ощущений, все чаще слышит вдолбленное “надо”.

Как же детям повышать исполнительское мастерство и при этом не потерять футбольные ощущения?

Вывод очевидный – дети должны дойти до всего сами! Удивительно, но подобное утверждение я прочел в интервью Курбана Бердыева, который изучал Барселону. Тогда я не понял о чем речь – теперь другое дело.

Главный принцип обучения футбольными элементами это повторение. В нашей стране он реализуется так – тренер показал, ребенок повторил. Раз в процессе участвует тренер, то он чувствует личную ответственность, если у ребенка не получается элемент. И тренер старается, чтобы выполнение элемента получалось, делая акцент на отработке элементов в тренировочном процессе.

Но почему обязательно ребенок должен увидеть футбольный элемент от тренера?

Увидеть элемент можно:

  • У партнера по команде
  • У старшего товарища
  • У взрослых игроков

– Партнер по команде научился делать футбольный элемент, и часть других партнеров будут сильно мотивированы овладеть им. Без слова “надо”!

– Со старшим товарищем можно поиграть во дворе. Но не только во дворе. В футбольных школах легко можно проводить игры смешанными составами среди детей до 12 лет.

– Смотреть как играют/тренируются взрослые игроки это важный источник знаний/мотивации для детей.

Главное – при таком подходе работает усиленная мотивация ребенка научиться футбольным элементам без слова надо. Главным будет слово – ХОЧУ!

Алексис Санчес, Диего Коста и многие другие звезды не тренировались под руководством тренера в 7-10 лет. Да, многие звезды тренировались в этом возрасте под руководством тренера, который знал, как воспитывать звезд. Но таких тренеров у нас нет…

Воспитание

Футбол это игра на принятие решений. Игрок должен брать на себя ответственность и решить, что делать в том или ином игровом моменте.

Часто ли вы слышали, чтобы в России дети решали в 6-7 лет вопросы, касающиеся их самих? Например, как стричься, как одеться, что кушать, с каким подарком прийти на день рождения. Список можно продолжать. Практически все решения в РФ принимаются родителями/бабушками. Как в такой обстановке может вырасти ребенок, принимающий решения? Серьезный фильтр на пути в футбольные звезды.

Как быть? Воспитание в семье дело каждой семьи – можно влиять через СМИ. Но как быть с футбольными занятиями? Нужно максимально насытить занятия ситуациями, в которых ребенок должен принять решение за себя. Например, как одеться на тренировку. В РФ одинаковая форма на тренировочных занятиях – это нечто! Пусть дети будут одеты на тренировке так, как сами решили. Пусть сами решают, в какой команде и на какой позиции будут играть. Если сложный выбор, то можно ограничить детей несколькими вариантами (слева или справа, в центре или впереди). Перекос в командах – делите детей по парам по силе и пусть в каждой паре решают кто за синих, кто за желтых.

Интернат

Интернат это объективная реальность российского футбола. Примерно в 10-12 лет у ребят из регионов возникает дефицит соревновательной практики и они оказываются перед сложным выбором. Я писал на тему сложнейшего решения в жизни ребенка-футболиста. Нужно решить ехать в футбольный интернат или нет. Можно много спорить на тему интерната для детей 10-12 лет, но все спорщики согласятся, что это серьезный фильтр на пути талантливых детей и далеко не все проходят это испытание.

Более того, можно сказать, что у тех, кто прошел испытание в столь юном возрасте, остается психологический шрам на всю жизнь, который дает о себе знать, когда они добиваются успеха.

Другие ограничители

1. Упрощение игры для достижения командного результата. Упрощение приводит к органичению тренером игровых действий детей, что сказывается на развитии их исполнительского мастерства (условно – все в команде посылают мяч подальше, в надежде, что нападающий убежит).

2. Строгая игра соперника в обороне. Даже если тренер не будет упрощать игру своей команды, то с большой долей вероятности, соперники будут играть в обороне “не по возрасту”, что будет сказываться на развитии игроков команды данного тренера. Соперник в таких случаях ставит лучшего игрока назад с заданием не подключаться. Нападающие, сталкиваясь с таким защитником, будут часто терять мяч, а вместе с ним и уверенность в своих силах и уверенность в своих способностях обыгрывать.

3. Искусственное стимулирование физики, ставка на акселератов, подтасовка возраста игроков. Фильтров в футболе РФ очень много.

В России нет футбольных тренеров, воспитавших звезд футбола, нет методики для воспитания звезд, нет воспитания в семье на развитие принятия решений и много фильтров на пути футбольных талантов.

Шансов вырастить футбольную звезду в России почти нет. Через все препятствия пробиваются лишь “толстокожие” дети, которых единицы.

Что же можно сделать?

  1. По статистике футбольные звезды в 85% случаев попадали в элитные футбольные академии не раньше 12-13 лет (Мбапе, Месси, Роналдо, Модрич, Гризманн и др). С учетом европейского воспитания и наших расстояний от родного дома это как российские 14-15 лет. Значит первое, что нужно сделать – ограничить прием в академии с 14 лет.
  2. До 14-летнего возраста сделать ставку на финансирование соревнований для региональных команд. До 12 лет – соревнования на пол поля. Все соревнования с круговой системой – никаких полуфиналов и финалов! Соревнования должны быть больше похожи на фестиваль, а не на турнир. С 12 лет – автобусные чемпионаты. Соревнования на все поле. И только после того, как ребенок поиграет 2 года на большом поле, можно задумываться об интернате.
  3. Мотивация детских тренеров. Условно – ребенок в 14 лет попал в Академию Краснодара – тренер получает бонус. Проучился ребенок 1 год – тренер получает бонус. Попал в молодежную команду – бонус тренеру (+ за каждый выход игрока на поле). Попал во взрослую команду – бонус тренеру (+ за каждый выход игрока на поле).
  4. Результат по тренеру это не победа на турнире, а выращенные игроки (оценка – количество игроков в академиях и региональных центрах). В зависимости от этих результатов, тренеры будут оцениваться и приглашаться в систему соревнований с разделением затрат на участие команды.

В региональных командах (для крупных городов – в маленьких командах) дети проходят через меньшее количество фильтров. А мяч круглый и поле прямоугольное и в Москве и в Калтане.

P.S. Пункт b стоит максимум 10 млн рублей в год спонсорской помощи для 300 команд двух возрастов (Москва, Санкт-Петербург и 5 региональных центра). При достаточном финансировании ДФЛ может проводить подобные соревнования.

P.P.S. И в волейболе и в хоккее есть тренеры, знающие как работать с будущими звездами.

Очень интересно, что волейболом начинают серьезно заниматься далеко не с 7-8 лет!

Ссылка на основную публикацию