Синдром «супермамы»: что это, и как с этим справиться - RusRodnik.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Синдром «супермамы»: что это, и как с этим справиться

Чем опасно желание стать супермамой

Еще 15 статей на тему: Легко ли быть мамой?

Чем опасно желание стать супермамой

У этого явления много названий — кто-то говорит «руки опускаются», кто-то признаётся «всё! больше не могу!» Между прочим, усталость – не единственное последствие рьяных попыток завоевать статус идеальной матери.

К ней и многим другим обратимся позже. Начнем с симптомов. Чаще обычного вы начинаете ловить себя на мысли: «Ой! Опять это не успела, а ведь собиралась…». Хотела купить ребёнку подарок – взяла что-то для хозяйства. Планировала позвонить врачу, зайти на сайт детского сада, сводить детей в театр… Н-да… Песня со словами: «Ах, какое блаженство знать, что я – идеал!» – не про вас. Напрашивается вопрос: кто виноват? («Что делать?», как всегда, отстаёт). Муж, потому что должен помогать во всём. Дети, потому что должны слушаться. Бабушки и дедушки должны больше времени уделять внукам. По правде говоря, мы ведь понимаем, что массу проблем создаём себе сами. А значит, сами можем и изменить жизнь к лучшему. Разумеется, никто из нас вслух не скажет: «Я решила быть супермамой», но это не означает, что мы не стремимся ею стать.

По образу и подобию

Идеальная мама: образец, пример, эталон, короче говоря – предел мечтаний. Всегда полностью отдаёт себя уходу за малышом, всё понимает, ошибок не делает. Когда дитятко подрастает, проводит с ним много времени. Играет в развивающие игры и предлагает многочисленные занятия – «драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота». Супермамочка терпелива, не повышает голос, не злится и интересы ребёнка ставит на первое место. Можно ли достичь этого? А какова цена? И действительно ли нужна детям такая мама?

Представим себе девушку, которая еще не успела вступить на карьерную лестницу, но забеременела. Или женщину, достигшую определённых профессиональных успехов. Обе они на пороге материнства. А здесь ведь тоже можно многого добиться: тут и конкуренция, и амбиции, и выдавание желаемого за действительное. Вот вам и топливо для работы над образом идеальной мамы. Увлекаются им искренне, через некоторое время перестают думать о возвращении в стройные офисные ряды, а частенько и об уходе за внешностью. Благие намерения развить в ребенке таланты и не допустить отставания от сверстников оборачиваются большой проблемой самоидентификации ребенка. Ведь от мамочек только и слышишь: «Мы сказали «агу», «Мы пошли в первый класс».

По утверждениям врачей, до шести месяцев дочкам-сыночкам действительно необходимо слияние с мамой. Пока наладятся лактация и режим, да и просто потому, что их психика еще не созрела для отделения. Но даже в этом возрасте, если малыш сыт и ему не требуется смена памперса, когда он лежит в кроватке, рассматривая погремушки, он нуждается в уединении. Хотя вы в такие моменты наверняка чувствуете вину за то, что занимаетесь какими-то другими делами. Месяцам к восьми карапуз осваивает «вертикальную» жизнь, а потом встает на четвереньки. Сама природа зовёт: ползи! В этот момент перед вами встаёт уже вопрос безопасности. Это правильно, но везде соломку не подстелишь. Можно наблюдать и предвосхищать, однако и позволять ему набить свои шишки. К завершению первого года жизни любимое чадо уже вовсю нуждается в собственном опыте и собственном выборе. Заметит ли это идеальная мама? Мне кажется, вряд ли. И вот почему.

Мама может все что угодно

Для мамы, которая вознамерилась стать лучшей, процесс воспитания носит характер гонки за соответствием образу, который она сама себе нарисовала. Есть мнение, что дело в «комплексе отличницы». У меня была одна такая приятельница, постоянно озвучивавшая: «Мой Славик – самый талантливый, умный, красивый». Потребности ребёнка она пыталась подвести под какие-то завышенные стандарты: Славик не пойдёт в обычный сад, а только с углублённым изучением английского, и чтобы йога, и куча других модных тенденций в воспитании. Зачем? Ответ, ничем не аргументированный: «Так надо!». Очень уж нравится нам, супермамам, работать на публику. Задача номер один – убедить всех в своей правильной идеальности. Вспомните разговоры у песочницы. Ладно бы велись они о действительных успехах малыша, который почему-то здесь, на площадке, их не демонстрирует. Так рассказы-то о том, кто его куда водит, какие игрушки покупает и сколько все это стоит. Рядом стоят мамочки, которые не могут себе позволить и десятой части, но разве от этого они меньше любят своих детей? В глубине души супермама догадывается, что не соответствует идеальному приторному образчику. Это и порождает еще большее напряжение и расхождение между родителем реальным и нафантазированным. Замкнутый круг какой-то: «Вот я сорвусь на дочку за плохое поведение, а потом жалею». Ведь так хочется быть Мамой Совершенством!

В идеальной семье пытаются и условия создать для малыша подобающие. Подумали ли вы о том, что ребенок, будучи воспитан в такой среде, испытает очень большие трудности, когда попадёт в реальную жизнь? Например, он будет просто не готов к тому, что его могут обидеть. Конечно, это не повод специально его обижать, но там, где идеалы, всегда находится и фальшь. А она значительно хуже даже честного негодования на свое чадо.

Что же касается папы, перед лицом своей второй половины он – вечный студент, который без конца сдаёт зачёт на право быть родителем. «Не так сказал, не то сделал». Ответная реакция – сначала раздражение и обида, потом ощущение собственной неполноценности и (о, ужас!) своей ненужности в такой ячейке общества. Супруги отдаляются, отношения охлаждаются.

Законы послушания

С эмоциями взрослых вроде бы разобрались. Что же чувствует ребёнок супермамы? А живёт он в семье, где понятия об искренности, близости и непосредственности сильно искажены. Ведь суперобраз – это какой-то виртуальный пример, а не настоящая мама. Малыш, конечно же, верит, что его мама – идеал. Так ведь для него она в любом случае самая-самая и это не требует доказательств. А на фоне вымученной идеальности у него зарождается чувство собственной неполноценности, неуверенности в себе: он боится не оправдать ожиданий, что ведёт за собой болезненное отношение к любым неудачам в жизни. В серьезных случаях могут появиться и проблемы со здоровьем – неврозам, энурезу, нарушениям речи. Пугаться не надо, но иногда полезно и сгустить краски. Хорошо, что наши дети довольно упрямые создания, которые не хотят становиться суперскими нам в угоду. На каждого умного найдётся тот, кто-то умнее, на каждого талантливого – еще талантливее. Стоит запомнить, что суть идеала в том, что он удаляется, по мере того как мы приближаемся к нему. Поймите это и примите как данность, в противном случае события будут развиваться примерно так.

• сначала супермама ставит ребёнка в определённые условия в соответствии с тем образцом, который она для него придумала

• потом начинает сравнивать малыша с другими детьми (та уже в три года Чехова читает, этот с двух лет на скрипочке играет). Если хотя бы одно сравнение окажется не в пользу любимого и единственного образца, мама впадает в панику и…

• приступает к активным действиям: заставляет-требует-обязывает. Супермама живет по принципу: ещё немного, ещё чуть-чуть. Меняются сады, воспитатели, кружки – нет предела совершенству! Иногда это, может быть, и помогает, но чаще всего – не очень. И тогда маму…

• одолевают сомнения. В себе – такая ли уж она идеальная. В ребёнке – настолько ли он гениален, как все предполагали и надеялись. Приходит черёд возмущения и недоумения. И тогда…

• супермама перестаёт верить в то, что она идеальная, а её ребёнок – и подавно.

Но я, к счастью, пока не встречала тех, кто дошёл до этой черты. Наши мудрые детки помогают нам снять розовые очки и разобраться, что к чему. Ребёнок – отдельно, идеал – отдельно.

Против правил

Полегчало? Вот и славно. Напоследок несколько советов, которые помогут вам не стать идеальной мамой, если вдруг подвернётся такая возможность:

— жизнь в значительной степени отличается от книжной, компьютерной и киношной действительности. Да, иногда мы идём на поводу у своих эмоций и делаем что-то совсем не идеальное. Так оставьте за собой право быть просто женщиной, которая устаёт, обижается, злится и ругается. Примите себя такой и не бойтесь не соответствовать чьим-то понятиям;

— перестаньте себя винить. Да, вы поступили так-то и так-то, потому что не можете поступить иначе…пока. Но вы успокоитесь, проанализируете ситуацию, расставите все точки над «i» и еще раз себе скажете: «Совершенство несовершенно, и в этом его прелесть!»;

— любой полезный совет (от родителей, подруг, друзей), условно говоря, делите на десять и вычитайте корень из ста. Он не должен быть мгновенным руководством к действию. Отталкивайтесь, прежде всего, от желаний, возможностей и потребностей своего ребёнка, а не от того, как должно быть. Каждый малыш индивидуален. Одному – нельзя потакать в истериках, другому – нужны поддержка и сочувствие.

К сожалению, только о себе мы судим по своим идеалам, о других – по их поступкам. А если попробовать наоборот? Рискните, я уверена, что у вас получится!

Чем опасен поздний гестоз и как его распознать?

Во время беременности женский организм становится очень уязвимым. Любое хроническое заболевание может обернуться непредсказуемыми последствиями. На поздних сроках может появиться патологическое состояние, называемое гестоз беременных. В статье подробно расскажем о том, что это такое и как с ним бороться.

Гестоз: клиническая картина

Гестоз (поздний токсикоз) — патологические состояния на поздних сроках беременности, характеризующиеся нарушением работы многих органов и систем беременной женщины (диагностируется примерно с 18-й недели).

Патологическое состояние сопровождается поражением многих органов и систем женского организма. Чаще всего страдают сердечно-сосудистая система, почки, щитовидная железа, центральная нервная система.

Гестоз на поздних сроках беременности может быть причиной тяжелых осложнений в родах, вплоть до гибели матери или плода.

Существует 4 основные формы гестоза, развивающиеся при беременности на поздних сроках:

  1. Водянка. Характеризуется отеками в различных частях организма. В начальной стадии водянка проявляется отеками нижних конечностей. При нарастании симптоматики отекают ткани живота, лица, верхних конечностей. В IV стадии водянки процесс носит генерализованный характер. В период отечности самочувствие практически не страдает, беременная способна заниматься ежедневными делами. Масса тела увеличивается за счёт жидкости, накапливаемой в организме.
  2. Нефропатия. Это стойкое поражение почек с частичной или полной утратой функции. Проявлению нефропатии обычно предшествует водянка в различной стадии проявления. Нефропатия объединяет 3 основных нарушения: отеки, протеинурия, артериальная гипертензия. Но даже двух факторов достаточно, чтобы специалист поставил диагноз. Креатинин и мочевина крови повышены, диурез отрицательный (пациентка выпивает больше воды, чем выделяет с мочой).
  3. Преэклампсия. Как правило, развивается после выраженной нефропатии. Характеризуется тяжелыми симптомами и признаками: нарушение кровообращения, тошнота, рвота, расстройство стула, цефалгии и пр. Возможны вялость, безразличие ко всему, дезориентация в пространстве и кратковременная потеря сознания. Или наоборот: состояние общего возбуждения, эйфория, ускоренная речь. Присутствуют выраженные нарушения ЦНС, сигнализирующие о судорожной готовности.
  4. Эклампсия. Наиболее тяжелая форма позднего гестоза при осложненной беременности. Проявляется прогрессом нефропатии, судорогами, потерей сознания, образованием тромбов и другими тяжелыми симптомами. Могут произойти отек мозга или легких, отслойка сетчатки, инсульт, внутриутробная гибель плода. В этом состоянии женщина нуждается в неотложной помощи, существует реальная угроза жизни.
Читайте также:  Простые упражнения на плечи для занятий в тренажёрном зале

Некоторые специалисты также выделяют понятие предгестоз. Оно характеризуется незначительным повышением артериального давления, периодическими отеками нижних конечностей. Такое состояние лечится консервативно в амбулаторных условиях.

Различают две разновидности гестоза: чистый и сочетанный. Чистый гестоз возникает у здоровых женщин на поздних сроках. Смешанная разновидность проявляется у беременных, уже имеющих хронические заболевания (патологии почек, гипертония, эндокринные болезни и пр.).

Симптомы и признаки

Симптоматика во многом зависит от срока и наличия хронических заболеваний. Ниже приведены самые распространенные симптомы:

  1. Отеки. Выраженность этого признака может быть различной, от незначительной отечности на ногах до генерализованного процесса по всему телу.
  2. Тошнота.
  3. Рвота. Неприятный симптом часто сопровождает нефропатию.
  4. Высокое давление. Поздний гестоз при беременности всегда сопровождается этим симптомом в той или иной степени. Чем дольше прогрессирует патология, тем больше развивается артериальная гипертензия, плохо поддающаяся коррекции лекарствами.
  5. Протеинурия. Из-за снижения работы почек в моче появляется белок.
  6. Патологии зрения.
  7. Нарушение кровообращения в головном мозге.
  8. Расстройство стула и пищеварения.
  9. Расстройства в работе печени.

Отеки, высокое давление и протеинурия — классические признаки прогрессирующего гестоза при беременности на поздних сроках. Другие симптомы и признаки могут не проявиться.

Причины возникновения гестоза

В научных кругах до сих пор нет единого мнения о причинах появления гестоза. Однако, все специалисты сходятся во мнении, что гестоз возникает в результате конфликта организма матери с плодом. Иммунная система отказывается принимать эмбрион, что провоцирует признаки гестоза.

Отмечено, что при некоторых факторах гестозы возникают чаще. К ним относятся:

  1. Возраст моложе 18 лет и старше 30.
  2. Наличие хронических заболеваний.
  3. Многоплодная беременность.
  4. Наследственный фактор (в роду были женщины, страдающие гестозом).
  5. Резус-конфликт.
  6. Вынашивание крупного плода.
  7. Гестоз в предыдущих беременностях.

При совокупности угрожающих факторов гестоз на поздних сроках проявляется чаще в несколько раз.

Исходя из этих факторов, получается, что в группу риска входят: совсем молодые и возрастные будущие мамы, женщины с отягощенной наследственностью по поводу гестоза и других осложнений во время вынашивания ребенка, будущие мамы с отрицательным резус-фактором или наличием хронических заболеваний, а также беременные крупным плодом или с многоплодной беременностью.

Диагностика

Диагностические мероприятия начинаются с опроса и осмотра беременной. Целесообразно выяснить период времени появления первых признаков и недомогания.

После сбора анамнестических данных врач может назначить такие исследования:

  • Общий анализ крови и мочи.
  • Биохимия крови.
  • Развернутые исследования мочи.
  • Суточный мониторинг артериального давления и сердечной деятельности.
  • УЗИ брюшной полости, репродуктивных органов и почек.
  • Консультация окулиста (для исследования глазного дна).
  • Консультация невролога.
  • Консультация нефролога (при подтвердившейся нефропатии).
  • Консультация кардиолога (при нарушениях в работе сердца).
  • Еженедельный контроль веса.
  • Контроль выпитой и выделенной жидкости.

Только после всех исследований специалист может установить диагноз: гестоз. Но в некоторых случаях симптомы нарастают стремительно, и пациентка нуждается в неотложной помощи.

Лечение

Способы лечения зависят от тяжести состояния беременной женщины. Амбулаторно могут наблюдаться пациентки только с I стадией водянки. Во всех остальных случаях — госпитализация обязательна.

Ниже об основных направлениях лечения.

Консервативное лечение

Назначение лечебно-охранительных мероприятий, направленных на устранение нарушений в различных органах и системах беременной пациентки.

Необходимо нормализовать артериальное давление, водно-солевой обмен, сердечную деятельность, состояние сосудов. Отдельного внимания требуют почки. При помощи анализов крови и мочи можно отслеживать, насколько они справляются со своими функциями.

Экстренное родоразрешение

Применяется в тех случаях, когда матери или плоду угрожает смертельная опасность, и нет другого выхода, чтобы сохранить жизнь. Если нет возможности сохранить жизнь плоду, применяется прерывание беременности.

Досрочное родоразрешение

Применяется при стойкой нефропатии при отсутствии консервативного лечения.

Беременные женщины с гестозом на поздних сроках должны госпитализироваться в стационар, где имеется реанимация и отделение для недоношенных детей.

Осложнения

Гестоз — тяжелое состояние с непредсказуемым течением. Примерно в трети случаев женщины сталкиваются с осложнениями и последствиями гестоза.

Они бывают разные по степени тяжести и интенсивности симптомов. Ниже приведены самые распространенные осложнения:

  1. Почечная недостаточность (в хронической и острой форме). После родов патология может сохраниться на всю жизнь.
  2. Сердечная недостаточность.
  3. Отек легких.
  4. Кровоизлияния во внутренние органы.
  5. Отслоение плаценты.
  6. Кровоизлияния в мозг.
  7. Кома.
  8. Задержка развития плода.
  9. Нарушения работы внутренних органов (особенно страдает печень).
  10. Нарушения в работе желез внутренней секреции (поджелудочная железа, надпочечники, щитовидка).

В случае стремительно развивающихся осложнений возможна смерть беременной или плода, а в некоторых случаях летальный исход для обоих.

Диета во время гестоза

Правильное питание в период гестоза на поздних сроках беременности способно значительно улучшить состояние будущей мамы. Общие рекомендации по питанию может дать терапевт. Если нужна особая диета, лучше обратиться к специалисту по питанию.

Общие рекомендации по диете во время гестоза:

  • Принимать пищу нужно небольшими порциями 4-6 раз в день. Еда не должна обладать резкими запахами или выраженным вкусом.
  • Соль задерживает воду в организме, поэтому ее количество нужно значительно сократить. При выраженных отеках от соли нужно отказаться вообще.
  • Количество употребляемой жидкости необходимо измерять и записывать. Записи пригодятся для определения суточного диуреза. Это очень важно, если присутствует нефропатия. Необходимо учитывать всю жидкость, поступающую в организм, в том числе в супах, соусах, сочных фруктах и пр.
  • При гестозе многие беременные женщины стремительно набирают лишний вес. Поэтому важно ограничить количество быстрых углеводов. Разрешается употребление углеводсодержащих продуктов в небольшом количестве.
  • Основа питания: белковые продукты, фрукты, овощи, растительные масла и углеводы в небольшом количестве. Особенно полезны кисломолочные продукты, постное мясо, ягоды, орехи и отвары лечебных трав.
  • Запрещаются к употреблению: консервы, хлебобулочные изделия, колбасы, пряности, копчености. Необходимо ограничить каши (кроме гречневой), жирные продукты, бобовые, сахар.

Профилактика гестоза

Конкретных профилактических мер не существует, так как в каждом случае все индивидуально.

Профилактические мероприятия сводятся к тщательному наблюдению за будущими мамами из группы риска. Еженедельно измеряется вес, проверяется наличие или отсутствие отеков. Обязательно назначаются анализы мочи и крови. Проводится измерение артериального давления.

При выявлении первых симптомов и признаков гестоза беременной женщине назначается лечебная диета и дополнительное обследование.

Синдром «Супермамы»: что это и как с этим справиться

Синдром супермамы – это заблуждение матери, что она сможет в полном объёме помочь всем родным, близким и просто знакомым, которые встречаются на её жизненном пути, и при этом полноценно заботиться о своём здоровье, внешнем виде и душевном состоянии.

Казалось бы, неужели кто-то в это верит? Но многие женщины, к сожалению, в той или иной степени испытывают признаки синдрома супермамы. Мы постоянно гонимся за обманчивой мечтой выполнить каждую задачу на 100% – и при этом обнимать кудрявое улыбающееся чадо рукой с идеальным маникюром. А когда мы понимаем, что не в состоянии добиться этой недостижимой цели, то начинаем испытывать муки совести.

Почему мы добровольно предъявляем себе такие невыполнимые требования? Отчего сам факт, что мы стали матерями, внезапно начинает означать, что мы теперь можем делать всё и для всех?

Как проявляется синдром супермамы

Синдром супермамы проявляется по-разному. Часто, если вас о чём-то просят, вы не можете отказать, даже если понимаете, что вообще не хотите этого делать или у вас нет на это ни минуты времени. Например, возложить на себя обязанности родительского комитета или сшить для всей группы в саду костюмы на утренник.

И само собой разумеется, что при этом мама должна делать зарядку, ходить в тренажёрный зал или хотя бы на пробежки, прекрасно выглядеть и оставаться желанной для супруга. Кстати, неплохо было бы ещё найти небольшую подработку на дому.

Каковы шансы, что вам удастся хотя бы один день уделить максимум времени детям на полноценные развивающие занятия, избежать капризов и ссор, выполнить все домашние и рабочие дела по списку и остаться в превосходном настроении? Наверное, не выше, чем шанс выиграть в лотерею.

Почему мамы испытывают чувство вины за своё несовершенство

Мы живём в век социальных сетей. Как только мы открываем ленту новостей, так на нас начинают сыпаться фотографии «идеальных мам». Здесь и кулинарные фотографии, которым позавидуют глянцевые журналы, и детские тематические дни рождения по полной программе с украшением зала, и прочие фотосвидетельства «безупречных» мам, которым всё даётся якобы легко и естественно.

Эти совершенные картинки остаются у нас в памяти, и в обычной жизни мы неосознанно стремимся не ударить в грязь лицом и соответствовать навязанным нам образам. Однако реальность отрезвляет: корзина с бельём в стирку переполнена, в раковине «грустит» посуда с обеда, ребёнок лёг спать поздно и без ванны, а в списке дел напротив каждой строчки – ни одной галочки. Образ идеальной мамы разваливается на куски.

Мы стараемся не афишировать наши трудности, а, наоборот, скрываем их даже от друзей и близких, как будто это что-то крайне постыдное. Многие мамы молча страдают, будучи уверены, что они одни на белом свете проходят через подобные трудности, а у остальных всё намного лучше.

Мамы, вы не одиноки!

На самом деле нет ни одной мамы, которая бы справлялась со всеми делами и обязанностями на 100%. Вы не одиноки в своих сложностях, а синдром супермамы вовсе не мотивирует вас быть лучше. Наоборот, он ведёт к эмоциональному выгоранию. У разных женщин разный характер, запас энергии и терпения, но если вы не бережёте себя, то рано или поздно чаша переполняется, и это лишь вопрос времени. Если мамы берут на себя слишком много, то в какой-то момент начинают всё путать и забывать, класть ключи в холодильник, а зубную щётку – в карман (знакомо?), а потом у них опускаются руки, а по щекам катятся слёзы отчаяния.

Как преодолеть синдром супермамы

Разумеется, в одночасье нельзя избавиться от завышенных требований к себе и их последствий. Однако есть две фразы, которые помогут вам встать на путь к облегчению вашего материнского труда. Вот эти фразы:

Итак, вы должны уметь говорить «нет», и говорить так, чтобы собеседник понял это именно как «нет», а не как «я подумаю» или «может быть, чуть позже».

«Нет, я не могу быть в родительском комитете» и «нет, дети, мы не запишемся ещё на один кружок, только потому что вам этого захотелось 5 минут назад».

Вы не обязаны соглашаться на всё, даже если это хорошие дела, такие как новые кружки и секции. Если у вас и без того перегруженное расписание, подумайте, от чего тогда можно отказаться. Переживаете, что можете сказать «нет» и упустить что-то стоящее? Если брать пример с кружком, то предложите детям вернуться к этому разговору через неделю. Если они по-прежнему будут полны энтузиазма и вы увидите, что они читают книги по теме, собирают информацию, не умолкая болтают о новом занятии, – тогда, возможно, стоит сказать «да». Если же минутное увлечение забыто, значит, вы не зря сказали «нет».

Читайте также:  Как быстро определить тип кожи в домашних условиях

Что касается помощи, то в нашей культуре не принято её просить, если речь не идёт о серьёзных проблемах в жизни. Мамы стесняются попросить помочь даже самых близких людей, пытаясь удержать в полёте все дела, как жонглёр – мячики. А мячиков всё прибавляется…

Однако нет ничего стыдного в том, чтобы попросить помощи. Вы же не просто ленитесь – вам действительно трудно.

  • Попросите супруга посидеть с ребёнком хотя бы один вечер в неделю, чтобы вы могли отдохнуть, сходить на прогулку, принять ванну, почитать в тишине любимую книгу.
  • Привлекайте детей к выполнению дел по дому: это будет полезно не только вам, но и им – на будущее.
  • Не скупитесь в тех случаях, когда можно передать часть дел в руки наёмного работника. Например, пресловутые костюмы для утренника можно заказать швее, сложившись деньгами с другими родителями. Это будет быстрее, да и сами наряды окажутся более профессиональными.

Освободите свой график, чтобы осталось больше времени на действительно важные вещи: общение с детьми и супругом, отдых, физическую активность, хобби для души. Помните, что каждая мама – уже по умолчанию супермама, потому что она выполняет самую ответственную и почётную работу на земле. Берегите себя, и тогда в вашей семье будут царить умиротворение и любовь!

Трудности супермамы

Трудности супермамы

Рождение в семье третьего ребенка — большая радость, но и большие перемены. Какие психологические проблемы возникают в тот период, когда семья становится многодетной? Как поделить любовь на троих, не забыв и себя, и мужа?

Советует семейный и детский психолог, консультант московского семейного центра «Рождество», мама восьми детей Екатерина Алексеевна Бурмистрова (http://www.ekaterina-burmistrova.ru)

Проблема. Неприятие старшими родственниками количества детей в семье.

Как быть? На самом деле в семейной психологии есть такой закон: бабушкам и дедушкам легко принять лишь то количество ваших детей, которое не превосходит число их собственных. Исключения, конечно, бывают, но они лишь подтверждают правило.

Поэтому не удивляйтесь и старайтесь не слишком огорчаться, если факт рождения третьего внука вызвал у кого-то из ваших родных что-то кроме радости.

Можно услышать в такой ситуации даже резкие слова осуждения. И родителям, может быть, совсем не просто бороться с обидой. И все же. Не принимайте все это слишком близко к сердцу. Потерпите. Как показывает опыт, вскоре ситуация изменится к лучшему.

Проблема. Боязнь окончательно и бесповоротно превратиться в «обслуживающий персонал». Потерять контроль над детьми и столкнуться с «анархией».

Как быть? Как ни парадоксально это звучит, но риск превратиться в обслуживающий персонал выше у родителей одного ребенка. А многодетные семьи живут по другим законам. У них совершенно иная иерархия.

Многим современным семьям присущ так называемый детоцентризм. То есть ориентированность на ребенка— «царя природы» и его нужды. Потребности единственного драгоценного чада при такой структуре семьи удовлетворяются по высшему разряду. Всё и все крутятся вокруг него одного. И ребенок привыкает к тому, что взрослые его обслуживают. В такой ситуации очень легко вырасти эгоистом.

Но как раз с того времени, когда детей становится трое, такое устройство семьи перестает быть жизнеспособным. Становится понятно, что родители — главные люди. Они главнее детей в семье.

Папа и мама становятся «правящей верхушкой», более или менее демократичной. А дети образуют «народ». И им это совсем не вредно. Они занимают нормальное детское подчиненное положение. Ведь родительская власть не деспотична. Она основывается на любви. И детям гораздо спокойней расти, когда они твердо знают, что и когда надо делать.

Чтобы дома не было хаоса, вы должны всячески показывать детям, что в состоянии справиться с ситуацией любой степени сложности. Причем без внутренней истерики и крика. Как бы трудно вам ни было.

Авторитетами для детей должны быть как мама, так и папа. В равной степени. При этом важно, чтобы у взрослых не было разногласий по поводу того, что в семье можно, а что нельзя. Иначе детям будет очень сложно соблюдать эти «законы». Они научатся выгодно использовать противоречивость ваших требований. И это со временем приведет к конфликтам.

Детей надо приучить к тому, что последнее слово всегда остается за взрослыми. Мама и папа могут выслушать желания всех троих детей. Но окончательное решение, например, куда пойти погулять, что приготовить на ужин, будут принимать родители.

Поверьте, дети гораздо лучше развиваются, если они не перегружены возможностями выбора и избытком внимания. Если на них не висит груз амбиций и упований семьи. Ведь при одном-двух детях на них часто возлагают «все надежды».

Проблема. Отсутствие у родителей личного времени и пространства.

Как быть? Чтобы такой проблемы не возникало, в многодетной семье важно с самого начала установить незыблемые правила. У родителей обязательно должна быть своя, пусть совсем небольшая, личная зона. Именно ее наличие и подтверждает главенствующее положение взрослых.

Речь идет о том, чтобы не вся квартира превратилась в детскую, по колено заваленную игрушками, деталями от игр и конструкторов. А если не отделить четко детскую и взрослую зоны — это обязательно произойдет. Ведь игрушкам свойственно «расползаться» по квартире. А убирать их почти никто не любит. Так что родителям лучше четко договориться с детьми о том, где «живут» игрушки, а где им «вход запрещен».

И еще один важный момент. Даже при минимальном количестве места в доме вы должны сразу выделить неприкосновенную зону для папы. Пусть это будет хотя бы кресло.

Хорошо также, если маминой зоной является не только кухня. А у нее есть свой спокойный и уютный уголок. В семье может существовать такой закон. Если человек находится в своей личной зоне, никто его старается не трогать. Каждый имеет право на одиночество. Родители тоже нуждаются в отдыхе. И у них есть свои желания и потребности. Есть время и ситуации, когда взрослые хотят побыть без детей.

Проблема. Невозможность «разорваться на три части» и дать каждому ребенку достаточно любви и внимания.

Как быть? Довериться материнской интуиции. Ведь нормальные папа и мама «запрограммированы» вовсе не на одного дитя, а минимум на 2–3 детей. И с тех пор как их становится трое, каждому из них перепадает достаточное, а не чрезмерное количество внимания родителей.

Так что не пытайтесь отдать всем троим всю себя одновременно. Это технически нереально.

Лучше выделите в своем графике личное время для каждого в отдельности. Дети в больших семьях очень ценят индивидуальное внимание. То небольшое время, когда маму или папу не надо ни с кем делить, может стать для них серьезным поощрением. Гораздо лучшим, чем сладость или игрушка.

В остальное время не пытайтесь всем руководить и во всем участвовать. Лучше вовремя подкидывайте детям игровые идеи и работу по дому.

Еще во время третьей беременности сделайте все возможное, чтобы сплотить первого и второго ребенка. Всячески подчеркивайте то, что они не соперники, а «одна команда». Примерно за 2–3 месяца до родов объедините старшего и младшего в одной комнате. Постарайтесь сделать режимы их сна и бодрствования синхронными.

Это очень важно для второго ребенка. Ведь теперь он потерял привилегированное положение младшего. И ему будет психологически проще принять третьего, если старший возьмет его к себе в компанию.

Проблема. Желание сделать старшего ребенка своим главным помощником расходится с реальностью. Он отказывается быть «нянькой».

Как быть? Старший ребенок — единственный из всех, кто помнит свое «царское» положение. Время, когда он был единственным и ему не надо было ни с кем делить родительское внимание. Но родившиеся после него братья и сестры ни на минуту не пускают его обратно, в психологическую нишу младенца. А ему иногда так хочется побыть маленьким. Это нормальное желание старшего нужно понимать и не осуждать слишком строго. Не перегружайте его ответственностью за младших. Иначе вскоре он начнет тяготиться тем, что у него есть братья и сестры. Поэтому его помощь вам должна быть дозирована и соответствовать его возрастным возможностям.

У старшего ребенка должно быть право на свою жизнь, свое время и увлечения. Тогда он добровольно свободно станет заниматься с малышами. И вы не привьете у него с детства отвращение к домашней работе и сидению с детьми.

Пусть у старшего будет больше обязанностей, но и больше привилегий.

Проблема. Невозможность делать прежний объем работы. На все катастрофически недостает времени.

Как быть? Эту ситуацию надо научиться принимать без паники. Мама и папа троих детей вовсе не должны все за всех делать сами и все успевать. Напротив, родительская эффективность в большой семье во многом зависит от умения перераспределять обязанности и делиться делами. Теперь, когда детей стало несколько, вы имеете полное право принять всю доступную вам помощь по хозяйству. К некоторым вещам теперь надо относиться проще. Имеет смысл пересмотреть систему приоритетов. И решить, что вы делаете обязательно, а что и вовсе можете не успеть.

Не поднимайте планку слишком высоко. Не стремитесь к перфекционизму. Вот простой пример, как вести себя не стоит.

Нередко в тот период, когда рождается третий ребенок, старший или старшие как раз начинают ходить в школу или посещать разные занятия. А в большом городе, как мы знаем, развоз детей по школам, студиям и кружкам требует подчас полной ставки водителя.

Если вы станете изощряться, составляя плотный график перемещений от одного детского центра к другому с младенцем в автокресле — сил на общение с детьми у вас останется немного. А у самого маленького могут быть нарушены ритмы сна. И истощится нервная система.

Скажите себе честно, что вы не в состоянии все успеть, ориентируясь на мерки семьи с одним ребенком. Есть народная пословица — «выше головы не прыгнешь». Однако родители троих и более детей часто стараются доказать себе самим, своим родителям и всем окружающим, что они могут все по высшему разряду и сами.

Только очень важно не надорваться, потому что быть родителями — это надолго.

Как супермамы вредят своим детям

Как супермамы вредят своим детям

«Вот будет у меня дочка, я обязательно отдам её на и английский, и на гимнастику, и на рисование, и на музыку, и в бассейн», — всякий раз говорила моя подруга вслед проходящей мимо маме с маленькой девочкой. Иногда в этот список добавлялись ещё французский с большим теннисом. «Что, сразу на всё это?» — каждый раз удивлялась я. «Ну конечно! — уверенно отвечала она. — Я хочу дать своему ребёнку всё, что только возможно в плане образования, потом мне спасибо скажет».

Читайте также:  5 привычек, быстро отпугивающих деньги

Моя робость в полемике с подругой постепенно сменилась уверенностью в том, что загружать дошкольника многочисленными занятиями нельзя. Это произошло на психфаке МГУ по мере усвоения курсов по возрастной психологии, детской психофизиологии, спецкурсов по детской нейропсихологии и детской психотерапии. Психфак помог понять и другой важный момент: за желанием родителей «дать своему ребёнку всё, что только возможно в плане образования», нередко скрывается тщеславие и потребность выглядеть в глазах других супермамой, воспитывающей суперребёнка.

Когда у меня самой появились дети, я стала встречать супермам, задумавших вырастить супердетей, постоянно. Они водили своих дочек и сыновей по всяким занятиям с трёх, а иногда и с полутора лет. Причём если у обычной развивающей мамы ребёнок дополнительно к садику посещал одно-два занятия, то в наборе супермам их было не менее четырёх-пяти.

На меня недоумевающую, зачем трёхлетке занятия по развитию мышления, на которых учат различать цвета и животных, такие мамы смотрели свысока. Как на недоразвитую. А узнав, что мой пятилетний сын ещё не ходит на английский, они восклицали: «Как так? Упустишь момент! Куда в современном мире без английского?».

Я же с ужасом смотрела как они тащат своих детей в любую погоду в душное помещение, чтобы заучивать простейшие слова и петь песенки, не слишком понимая что к чему

Зато лица этих мам выражали гордость. Ещё бы! Ведь они с честью выполняли свой материнский долг. И мне даже слышался звон медалей, которые они мысленно вешали себе на грудь за свой материнский подвиг. В дождь, в мороз, в разгар эпидемии гриппа. Ведь в пять лет для ребёнка нет ничего важнее английского!

Сейчас моему сыну 18, и он свободно общается на немецком, французском и английском. Немецкий он учил со второго класса, французский с шестого, а английский осваивал абсолютно самостоятельно и утверждает, что после первых двух языков это вообще не составило никакого труда.

Я знаю семью, где мальчика в пять лет отдали на шахматы. Он плакал и не хотел туда ходить — ему было там скучно. Но несмотря на слезы, дважды в неделю его водил на шахматы прадедушка, профессор физики и заядлый шахматист. На мой вопрос, почему бы ему самому не поучить этой игре внука, он, слегка смешавшись, ответил, что с удовольствием бы и сам поучил, но невестка просила водить «на нормальные уроки». Как жаль, думала я, каким счастьем могли бы стать для внука и деда совместные занятия. И неужели в шахматном клубе пятилетнего ребёнка научат лучше, чем любимый дед?

Примеров занятий, которые между своими ежедневными делами могли бы проводить сами родители, очень много. Но меня пугает не столько бессмысленность процесса, сколько очевидный вред, который наносится ребёнку, если занятий становится слишком много. Почему родители (чаще мамы) перегружают дошкольников? Я считаю, что это такой «комплекс супермамы».

Для супермамы крайне важна внешняя сторона медали

Поэтому, выбирая для ребёнка секции и занятия, она руководствуется принципами: «что люди подумают», «быть не хуже других», «быть лучше всех», «иметь суперребёнка, чтобы все ей завидовали». И если у супермамы есть материальная возможность «дать ребёнку всё», она начинает буквально пичкать его этим всем. Супермама искренне уверена, что это во благо. Потому что за внешней стороной медали она забывает задуматься над внутренней: как сам ребёнок «переварит» то, чем его пичкают?

Глаголы «переварить» и «пичкать» я употребляю сознательно: тут всё как с едой. Пичкают из благих побуждений, хотя негативные последствия очевидны. Расстаться с мечтой быть супермамой суперребёнка — непросто. Мне искренне понятно желание родителей дать ребёнку самое лучшее и иметь возможность гордиться им. И собой. Но важно понимать, что скрывает оборотная сторона медали.

Недостаток времени на игру

Согласно классикам возрастной психологии, ведущая деятельность дошкольников — игровая. И если ребёнку не дать «доиграть», то велика вероятность возникновения проблем в будущем. Предметные и сюжетно-ролевые игры удовлетворяют основные потребности ребёнка, в игре зарождаются и развиваются другие виды деятельности. Именно игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребёнка. «Недоигравшие» дети испытывают проблемы эмоционального плана, сложности в социализации. Кроме этого, во взрослом возрасте им часто присущ своеобразный инфантилизм и несамостоятельность. Стадия игры — непременное условие правильного развития.

Невозможность поскучать

Вы думаете, что бездельничать и скучать вредно? Но в младшем возрасте свободное, ничем не занятое время — это важная составляющая развития. Как это ни парадоксально, но скука стимулирует в ребёнке жажду что-то творить, делать самому, а также развивает самостоятельное мышление. Самому взять, самому попробовать, самому решиться на что-то, самому реализовать идею. И пусть эта идея заключается в оклеивании пластилином деревянной игрушки. Важно, что он сам её придумал и сам реализовал, сам получил опыт и новые знания. Если же он целый день только и делает, что подчиняется вашим чётким инструкциям и продуманному до мелочей расписанию дня, то этот важный опыт он не получит. А как следствие — с самостоятельным мышлением, инициативой и самостоятельностью в целом будут проблемы.

Недостаток авторитета родителей

Авторитет для малыша — это не тот человек, который постоянно торопит, одёргивает и, хватая за руку, куда-то тащит. Авторитет — этот тот, кто много знает и делится знаниями. Общайтесь и занимайтесь вместе. Научить своего ребёнка различать цвета, формы, виды животных может любая мама. Причём не обязательно дома. Очень многое можно освоить и на прогулке, и по дороге, и в разных интересных местах, куда загруженных занятиями детьми не водят. И даже рисовать!

Те «каля-маля», которые дошкольники рисуют в изостудиях, вы тоже можете рисовать вместе

Или вы думаете, что в изостудии пятилетнему малышу смогут раскрыть сокровенные знания по цветопередаче, тени, перспективе? Задумайтесь, кем вас будет воспринимать ребёнок, если ваша роль будет сводиться к одеваниям-раздеваниям и перемещениям между занятиями.

Отсутствие близкого общения с семьёй

Отправляя маленьких детей на разнообразные занятия, вы лишаете их общения не только с собой, но и с другими членами семьи. Ощущение близости семьи очень важно в дошкольном возрасте. Когда с ребёнком четырёх-семи лет постоянно занимаются посторонние люди, утрачивается важная роль родителей как наставников.

Формирование комплексов

Если ваша дочка или сын одновременно посещает изостудию, занимается гимнастикой, музыкой и английским, то вряд ли всё это будет получаться одинаково успешно. Особенно со временем, когда занятия будут усложняться. Вероятнее всего, ребёнок будет преуспевать на одном-двух занятиях, тех, к чему есть склонность, способности. И тогда ему придётся переживать разочарование от неуспешности на других. Выводы делайте сами. А если он ко всему прочему будет бояться не оправдать ваших супермамских ожиданий, то ситуация может закончиться как минимум неврозом.

Вред здоровью

Никакие даже самые лучшие витаминные комплексы не спасут малыша от передозировки занятиями. Да, дошкольники чрезвычайно восприимчивы к новым знаниям и навыкам. Они действительно всё схватывают словно на лету. И кажется, что «переварить» новую информацию им не составляет никакого труда. Но организм ребёнка, которого целыми днями таскают по занятиям, на самом деле быстро истощается. Недаром врачи говорят о важности соблюдения режима труда и отдыха. Да, есть очень выносливые детишки. Но чаще всего именно болезни «спасают» детей от не знающих меры родителей.

Список нежелательных последствий можно продолжить, но главный вопрос тех, кому проблема «супермамы» «суперребёнка» близка, — как же быть? Как разносторонне развивать ребёнка, не перегружая его? Как выявить его таланты если не на занятиях?

1. Справьтесь с комплексом супермамы

Для этого постарайтесь как можно более честно ответить на вопрос: зачем вам на самом деле нужно, чтобы ребёнок занимался всем сразу? Что вы испытаете, если уменьшите нагрузку на него? Почему? Что вам мешает это сделать?

2. Составьте список занятий, куда вы бы хотели водить ребёнка

Напротив каждого из занятий напишите цель. Например, вы отдаёте ребёнка на занятия гимнастикой. Какая ваша идеальная цель? Гибкость, осанка и тому подобное. Или же вы хотите, чтобы ребёнок пошёл в большой спорт? И если вы не исключаете «большой спорт», готовы ли вы к серьёзному продолжению, которое потребует неимоверных усилий от вас самих? Не будет ли ребёнок травмирован тем, что пришлось прекратить любимые занятия из-за того, что «родители не тянут»?

Дочку моей знакомой считали очень перспективной в фигурном катании. Но ей пришлось его бросить. Потому что водить девочку к шести утра на подкатки в какой-то момент стало некому. Да и по финансам семье было непросто потянуть дополнительные занятия и костюмы для выступлений. Сама же девочка занималась с невероятным воодушевлением, поэтому расставание с фигурным катанием переживала очень остро.

3. Максимально задействуйте членов семьи

Подумайте, чему могут научить ребёнка папа, бабушки, дедушки, тёти? Я знаю семью, в которой тётя устраивала по воскресеньям для своей племянницы маленькую театральную студию. Это был и кукольный театр, и сценки, и разучивание песенок. К племяннице вскоре присоединилась подружка. И раз в два месяца дома ставились спектакли — не хуже тех, что делают в студиях для дошколят. Быть может, один из дедушек с удовольствием согласится учить вашего ребёнка занимательной математике, бабушка — рукоделию, а племянница — танцам?

4. Пробуйте и чередуйте занятия

Вовсе не обязательно осваивать всё сразу. Возьмите несколько пробных уроков. Пусть и преподаватель, и сам ребёнок знают, что занятия пробные, а не «навсегда». Посмотрите, нравится ли ребёнку, есть ли у него склонность к этому по мнению педагога. Поинтересуйтесь мнением ребёнка, хочет ли он продолжать. Что ему нравится больше (например, уроки музыки, танцев, гимнастики или рисования — какие два урока ребёнок выберет?). Если понравилось всё, то спросите, чем бы хотелось заниматься в первую очередь. И пообещайте остальные занятия в следующем году.

5. Не бойтесь бросать

Особенно если об этом просит ребёнок. И не удивляйтесь, если через пару лет он захочет вернуться к этим занятиям. Мой сын, например, не хотел больше ходить на плавание. А через пару лет снова туда пошёл (попробовав за это время другие виды спорта), но вскоре опять бросил, окончательно понял, что плавать ему скучно. Я сама обожаю плавать и могу это делать часами, поэтому удивлялась, как это может не нравиться? Но ему было скучно, он другой человек, а значит, может иметь своё собственное мнение, которое надо уважать. Дочка плакала, потому что не хотела больше заниматься танцами, и занятия мы отменили. Я была расстроена. Сама в детстве мечтала о танцах, но родители отдали на музыку. Теперь, в свои 12 лет, дочка хочет учиться танцевать и попросила о занятиях. Сейчас это её собственное желание, и я не буду испытывать вину за то, что при помощи дочки реализую то, чего хотела, но не получила в своём детстве.

Фото: iStockphoto (cyano66, Tom-N, Feverpitched, shironosov)

Ссылка на основную публикацию