Трудности воспитания: как наказывать ребёнка и нужно ли это делать
«Можно ли воспитывать без наказания?». Статья
Марина Курочкина «Можно ли воспитывать без наказания?». Статья
Данная статья была написана мною для авторского журнала “Дошколенок”, который я выпускаю раз в месяц для родителей своих воспитанников. С удовольствием делюсь ею с вами!
Воспитание и наказания
Рождаясь, ребенок попадает в огромный мир, диктующий правила, нормы поведения, мораль, ценности и ориентиры. И хотя маленький ребенок – это миниатюрная копия взрослого человека, он не способен моментально впитать в себя правила общества, в котором он воспитывается. Овладение нормами и правилами поведения происходит в процессе взросления ребенка и занимает довольно большой временной промежуток. Ребенок не может “вписаться” в общество, не совершая при этом ошибок. И часто результатом ошибок является наказание
Так можно ли правильно воспитывать ребенка, но не наказывать его при этом?
В последнее время сложилась тенденция воспитания детей “по книжкам”. То есть родители в процессе воспитания руководствуются книжными догмами типа: наказания могут “сломать” личность ребенка, делают детей агрессивными. И как правило, дети таких родителей, прожившие без наказаний лет до 10-ти, находятся в плену своих желаний и чувств и как правило, не могут управлять ими. Такие дети уверены в том, что они могут делать все, что заблагорассудится, не боясь быть наказанными. Чувство безнаказанности – не самое хорошее чувства и порой страшно представить, какими могут быть последствия такого воспитания.
Однако, прежде чем вы выберете какое-либо наказание, попытайтесь понять его смысл. Вообще, виды наказаний можно разделить на три группы.
В первую группу мы отнесем наказания, основанные на ощущении боли. Эти наказания вызывают у ребенка страх поступать тем или иным образом, если ранее за этот поступок последовало болевое ощущение.
Наказания второго типа основываются на лишении ребенка родительской любви. Как в первом, так и во втором случае наказание основывается на чувственной сфере ребенка – ребенок либо боится ощутить боль, либо боится остаться без родительского внимания и любви.
Третья группа наказаний – это лишение ребенка какого-либо удовольствия. Это может быть поход на аттракционы или в зоопарк,просмотр любимых мультиков, ежедневная игра на компьютере. Такой вид наказания, несомненно расстроит ребенка, но не столь остро затронет его чувства напрямую, а просто ограничивают его желания и их исполнение. Ребенок знает, что наказание такого рода закончится, как только он снова “будет вести себя хорошо”.
С формами физических наказаний мы все знакомы с детства. Кого не били ремнем, не шлепали, не ударяли? Психологи выступают против наказаний, основанных на физическом воздействии. И главным аргументом психологов остается утверждение, что под воздействием физического наказания ребенок вряд ли изменит “плохую” модель поведения на “хорошую”. Возможно, он действительно будет казаться хорошим, но чаще всего лишь в присутствии того человека, от которого последовало наказание. То есть, если бьющего нет рядом, то ребенку можно будет вести себя “плохо”. Поэтому с помощью физического наказания невозможно сформировать сознательное поведение ребенка, придерживающееся общепринятой морали. Последствия физических наказаний часто оказываются трагичными для формирующейся личности маленького ребенка. Они невидимы, но от этого не менее драматичны. Избивая ребенка раз за разом, можно лишить его воли, тем самым превратив его в раба или изворотливую личность. В связи с этим, ребенок лишится непосредственности, открытости, независимости. Не сможет в дальнейшем иметь свою собственную позицию, реализовывать заложенный в нем потенциал. Лидерские качества таких детей, как правило, проявляются крайне редко. Они боятся быть инициативными, боятся высказывать свое личное мнение, поскольку просто боятся ошибок.
Следующим негативным последствием применения данного наказания может стать агрессия со стороны наказуемого по отношению к сверстникам. Сдать сдачи взрослому ребенок не может, а вот отыграться на ровесниках или даже младших и слабых детях ему вполне под силу. С течением времени все “вбиваемые кнутом” положительные ценности в сознании ребенка перерождаются в противоположные. Отсюда такие протестные формы поведения, как драки, пьянка, наркотики.
Наказывая ребенка посредством лишения его родительской любви, вы обрекаете малыша на одиночество, страх, чувство беззащитности и ужас в глазах маленького ребенка. Поэтому, одевая на себя маску безразличности, говоря ребенку, что вы его больше не любите, запирая его в другой комнате или в ванной, вы повергаете маленького человечка в ужас. Ведь он не знает, насколько серьезны ваши намерения, и верит каждому вашему слову.
Лишая ребенка моментов радости, вы непременно огорчите его. Малыш расстраивается, плачет, злится на вас, особенно если вы “давно ему обещали”.
На первый взгляд все три вида наказания неприемлемы из-за того воздействия, которое они оказывают на формирующуюся личность ребенка. Но, как было сказано выше, обойтись без наказания в процессе воспитания вряд ли получится. Что же делать?
Первое и самое главное условие – это любовь к ребенку. Он должен чувствовать, знать, что его любят. Любят таким, какой он есть. Тогда и наказание будет распространяться не на личность самого ребенка, а на его конкретный поступок. И теряя на время любовь родителей, ребенок будет знать, что это временно. Что мамину любовь потерять насовсем невозможно
Если вы решили наказать ребенка, необходимо донести до него смысл нарушенного правила. Почему нельзя ломать игрушки? Почему нельзя баловаться спичками? Задача родителей – объяснить, почему же действия ребенка являются плохими. “Потому что от неосторожного обращения со спичками может начаться пожар, который может причинить много вреда”. Объяснив смысл, нужно удостовериться, что ребенок его понял. То есть ребенок должен конкретно знать, почему именно этого делать нельзя. Следующий шаг – это сделать требования и спрос едиными для всех. Ведь баловаться спичками нельзя не только ребенку, но и маме, и даже бабушке. Далее вполне можно договориться с ребенком о том наказании. которое последует за нарушением общепринятого правила.
Важным моментом является возраст ребенка, поскольку овладеть всеми правилами и нормами с младенчества он просто не может. Бесполезно просить не крутиться полуторагодовалого карапуза – ему ведь так интересно рассмотреть все то, что его окружает. Еще один важный момент – нельзя наказывать маленького ребенка за проступок спустя длительное время. Ребенок “плохо” себя ведет, но мы не можем наказать его прилюдно. Ждем возвращения домой, кормим ребенка, укладываем спать и только после сна наказываем. В этом случае ребенок вряд ли сможет связать между собой события (проступок и наказание) ведь они имеют большой временной промежуток. Психологи утверждают, что эффект от наказания несравнимо больше, если следует сразу за проступком, а еще лучше – опережает его.
Мы рассмотрели основные моменты наказания ребенка в процессе его воспитания и адаптации к жизни в социуме. Главное – обеспечить ребенку любовь, взаимопонимание, уважение. Та наглядная обстановка, в которой растет ребенок, будет для него эталоном поведения в будущем. То, какой он видит свою семью и отношения в ней, сыграет немаловажную роль в восприятии окружающего мира.
Наша статья в журнале «Дошкольное воспитание» Наша статья в журнале “Дошкольное воспитание” Девочки! Хочу поделиться радостью!Недавно я получила бандероль с журналами “Дошкольное воспитание”.
Памятка родителям и педагогам «Правила наказания детей» Памятка родителям и педагогам “Правила наказания детей”1. При любом наказании ребенок должен быть уверен, что оно справедливо, что, даже.
Как можно и как нельзя наказывать ребенка
Наказание ребенка за проступки – один из методов воспитания, к которому прибегают даже самые терпеливые родители. Психологи утверждают, что оно должно стать уроком, позволяющим малышу осознать ошибку, научиться нести ответственность. Существуют определенные правила, как не нужно наказывать детей, чтобы не столкнуться с ухудшением ситуации.
Многие родители совершают серьезную ошибку, наказывая ребенка за малейшие нарушения, плохие оценки. Таким способом они пытаются заставить малыша осознать, что подобное поведение недопустимо, не одобряется окружающим обществом. Постепенно он привыкает к негативной реакции взрослых, продолжая совершать проступки после очередного выговора.
Маленькие дети не понимают, что такое хорошо, почему нельзя брать чужие вещи, делать определенные поступки. Задача родителей – научить малышей нести ответственность за совершенные действия, думать о последствиях. Психологи советуют искоренять термин «наказание», чтобы избежать негативных последствий:
появления у ребенка тревожности и раздражительности;
формирования вредной привычки врать, чтобы избежать ссоры с родителями;
появления скрытых обид, которые выплескиваются в агрессию, драки в школе.
Научитесь отличать понятия «наказание» и «ответственность». В первом случае ребенок ломает игрушку, портит личные вещи, за что получает порцию гнева и вечер в углу без любимых мультфильмов. Во втором случае вырабатывается причинно-следственная связь между плохим поступком и последствиями.
Если ребенок разбил вазу или тарелку, вежливо и без крика попросите убрать осколки. Спокойным тоном расскажите, что он испортил дорогую вещь и теперь нужны деньги для исправления ситуации. На время ему придется остаться без конфет или отложить покупку желанной игрушки, чтобы купить новую вазу. Важно донести, что ограничения связаны с проступком напрямую.
Как понять, что требования к ребенку справедливы
Нередко требования к поведению или поступкам ребенка сильно завышены. Многие родители на подсознательном уровне стремятся сделать его идеальным, воспитанным, не берут во внимание особенности характера или окружения.
Скрытые причины частых наказаний:
Подобный способ «общения» постоянно практиковался в семье родителей, стал основой для воспитания собственных детей.
Ребенку не хватает внимания и любви взрослых, поэтому плохие поступки – способ привлечь внимание матери.
Взрослые получают эмоциональную разрядку, срываются на детях из-за собственных проблем на работе, в семье.
Возможно, для начала нужно остановиться, разобраться в личных переживаниях. Хорошую помощь оказывает посещение детского психолога, групповые занятия с другими родителями «трудных детей».
Как научить детей ответственности
Для исправления ситуации необходимо восстановить доверительные отношения с ребенком. Важно ежедневно напоминать, что его будут любить в любой ситуации.
Не нужно:
молчать и игнорировать малыша;
причинять боль, проявлять агрессию;
говорить обидные слова и оскорбления;
периодически напоминать о старых проступках;
чрезмерно наказывать за маленькие нарушения.
Учите ребенка ответственности. Для этого взрослые предлагают соблюдение семейного устава. Простые правила должны соблюдать родители и дети без исключений. Важно без крика объяснять, почему запрещено смотреть телевизор более 2 часов в день, играть за компьютером вместо уроков.
Психологи рекомендуют чаще общаться с детьми, предупреждать, к чему могут привести негативные поступки: «Нельзя брать планшет сестры без спроса, потому что он является личной вещью, как и твои игрушки. Если хочешь, поиграть, спроси разрешения».
Ребенок должен ошибаться, чтобы научиться делать правильный выбор. Можно предложить откладывать карманные деньги на покупку новой игры. При этом предупредите малыша, что он имеет право купить шоколадку, но в таком случае придется заново наполнять копилку.
Основная ошибка родителей – наказывать ребенка, не разобравшись в ситуации. Это наносит сильные обиды, которые остаются в памяти, становятся причиной комплексов и расстройств психики, требуют лечения в зрелом возрасте.опубликовано econet.ru
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях. Подпишитесь на наш ФБ:
Надо ли наказывать ребенка?
21 января 2020, 8:01
Один из вечных вопросов родителей, повод для жарких дискуссий и споров – наказывать детей или нет? И если наказывать, то, как правильно это делать? Давайте разберемся.
Надо ли наказывать ребенка?
Воспитания без наказания не бывает. Как бы ни была велика любовь родителей к детям, иногда приходится применять определенные меры, чтобы ребенок понял: его поведение было неприемлемо. Потакание капризам и прощение плохого поведения в итоге приведут к превращению ребенка в безответственного человека, который считает, что ему все дозволено.
Наказание необходимо для того, чтобы ребенок понял, что можно делать, а что нет, чтобы осознал, что за каждый поступок надо нести ответственность, чтобы извлек из случившегося урок и усвоил полученный опыт. Итак, наказание должно присутствовать при воспитании детей. Однако очень важно, как именно родители наказывают и когда. Во-первых, делать это надо сразу после совершения проступка. Во-вторых, учитывать возраст. В-третьих, наказывать надо, когда ребенок осознает, что делает плохо, но все равно продолжает. А вот за нечаянный проступок (случайно разбил чашку) наказывать не стоит.
Причины частого непослушания детей
Если проступки бывают редко, это не страшно. Все ошибаются. А вот если ребенок каждый день делает что-то плохое, стоит задуматься. Вообще, сначала стоит понять, почему ребенок постоянно не слушается родителей?
Существует множество мотивов и предпосылок для плохого поведения ребенка. Вот основные из них: • слишком большое количество запретов – ребенок будет просто протестовать, добиваться большей свободы; • возрастной кризис – в 1 год, 3 года, 7 лет, 11-13 лет в психике ребенка происходят перемены, и поведение чада может меняться в худшую сторону; • непоследовательность – если родители ведут себя непоследовательно, ребенок просто теряется в ориентирах и не знает, куда идти и что делать; • несоответствие слов и действий – если родители обещают наказать, но потом не наказывают, ребенок перестает серьезно реагировать на обещания; • невнимание – если чаду не хватает внимания, он может специально вести себя плохо, чтобы получить желаемое. Ведь при плохом поведении на ребенка точно обратят внимание, заметят его; • неуважение родителей – если родители постоянно относятся к ребенку, как к маленькому, не признают в нем личность, он начинает протестовать, нарушать запреты; • различные требования членов семьи – например, отец предъявляет суровые требования к ребенку, а мать балует. Ребенок может преступать границы дозволенного, и надеяться на защиту матери.
Как видите, есть о чем подумать. Перед тем, как назначить чаду наказание, стоит озадачиться причинами плохого поведения.
Если ребенку не хватает внимания, выделять каждый день хотя бы 15 минут на общение или чаще вместе проводить выходные. Если в семье существует слишком много запретов, пересмотреть их и оставить самые главные. Если родители чувствуют, что продолжают относиться к подростку, как к малышу, поменять тактику и начать видеть в чаде почти взрослого человека, отдельную личность. Может быть, виноват возрастной кризис? Тут стоит просто быть терпеливее и переждать.
За что нельзя наказывать ребенка?
Наказание допустимо, если ребенок преднамеренно совершает плохой поступок. И степень воздействия должна зависеть от тяжести проступка. Но сначала нужно выявить мотив. Почему чадо совершило плохой поступок. Возможно, ребенок просто не знал, что так делать нельзя, может быть, совершил проступок из благих побуждений или просто случайно.
Например, ребенок целенаправленно портит вещи брата. Наказать надо, ведь он понимает, что это плохо, но при этом стоит помнить о ревности (естественном чувстве). Или ребенок разбил чашку из дорого сервиза, но при этом он просто хотел порадовать маму чашкой чая. Побуждения были благие, хотя чашки, конечно, жалко.
Итак, собираясь наказать ребенка, выясните мотив проступка. И сделать это надо спокойно, без крика.
А за что стоит наказать?
Существует масса проступков, которые дети могут совершать. При наказании всегда надо ориентироваться на тяжесть проступка, особенности ребенка, его возраст, мотивы. А еще очень важно не наказать за каждую мелочь.
Но есть такие проступки, за которые обязательно должно последовать наказание: • физическое насилие; • воровство; • демонстративное нарушение правил поведения; • оскорбления; • ложь – правда, тут стоит различать ложь и фантазии. Ведь дети в определенном возрасте очень любят фантазировать и сами частично в это верят.
Но и в этом случае наказание должно быть правильным.
Как правильно наказывать и чего делать не надо?
Для того чтобы наказание было эффективным, и ребенок действительно понял, что он плохо поступил, надо соблюдать правила.
Как можно наказывать ребенка? Вот несколько конструктивных мер воздействия?
• лишение привилегий – подходит подростку. Например, ограничить доступ к компьютеру; • исправление совершенного – дать тряпку и поручить ребенку вымыть разрисованную столешницу; • тайм-аут – ребенка отсаживают в отдельное помещение и оставляют на пару минут; • извинение – если ребенок кого-то обидел, он должен попросить прощения и попытаться исправить ситуацию; • игнорирование – отказаться от общения с вредничающим ребенком; • ограничение общения со сверстниками – на определенный срок запретить играть и общаться с друзьями (но ненадолго).
Естественно, в каждом случае нужно провести с ребенком беседу, объяснить, почему так делать нельзя, рассказать о последствиях проступка.
А вот ругать, бить, унижать нельзя. Ни в коем случае не стоит использовать публичное наказание. Оно нанесет серьезную травму ребенку. Нельзя одновременно наказывать за несколько ошибок. Надо следовать правилу: один проступок – одно наказание. А еще не стоит заставлять ребенка ждать и мучиться. Наказывать надо сразу, а не через день или два.
Ребенок должен видеть границы дозволенного, понимать, что можно делать, а что нельзя, и при этом иметь определенную свободу действий. Тогда он вырастет гармоничной, самостоятельной и ответственной личностью.
Трудности воспитания: как наказывать ребёнка и нужно ли это делать
Каждый родитель хочет, чтобы малыш меньше шалил, добросовестно выполнял поручения и во всём слушался. Такая идеальная картина редко встречается. Большинство детей обожает баловаться и портить нервы папам и мамам. В каждой семье рано или поздно возникает вопрос о том, как наказывать ребёнка и можно ли это делать, не накладывая негативный отпечаток на его внутренний мир?
Многие психологи полагают, что без справедливого наказания невозможно воспитать сильную личность. Оно необходимо, чтобы сберечь авторитет родителей и показать малышу границы, через которые нельзя переступать. Сложность в том, как правильно наказывать ребёнка. Ведь он должен всегда ощущать любовь и заботу близких людей, какой бы проступок ни совершил.
Чего нельзя делать
Встречаются семьи, в которых детей отчитывают, ставят в угол, бьют ремнём, пугают Бабой Ягой за малейшую провинность. Ребёнок растёт несчастливым и одиноким. У него понижается самооценка, появляются комплексы, многие из которых остаются на всю жизнь. Слишком строгие родители чаще всего сами были запуганы, нелюбимы в детстве и поэтому не всегда понимают, что такое наказание ребёнка — не воспитание, а жестокость.
В некоторых семьях процветает вседозволенность. Там родители не замечают плохих поступков чада, верят в его безоговорочную невиновность и считают, что в плохом поведении виноваты друзья или школа. Они снимают ответственность с детей и воспитывают в них моральную трусость. Когда малыш осознаёт, что может сделать любую пакость и ему за это ничего не будет, он перестаёт различать добро и зло и часто вырастает жестоким.
Современная психология глубоко изучает вопрос о том, можно ли наказывать ребёнка. Она чётко очертила рамки, за которые родителям нельзя выходить:
никогда не запугивайте и не унижайте ребёнка;
не игнорируйте его присутствие;
не заставляйте ждать наказания долгое время.
Если пугать малыша разными карами, унижать его достоинство, обзывать, говорить, что он плохой или глупый, из него вряд ли вырастет самодостаточный уверенный в себе человек. Такой ребёнок обычно замыкается и не стремится стать лучше, так как считает, что разочаровал родителей, что они его не любят.
Игнорируя чадо, вы не добьётесь ничего хорошего. Малыш может подумать, что совершенно не нужен вам и не интересен.
Если ребёнок нашалил и его поступок требует порицания, наказывайте его сразу. Нет ничего хуже, чем часами мучиться в ожидании кары и трястись от страха.
Причины плохого поведения
Чтобы добиться послушания, желательно выбрать приемлемую модель воспитания. Специалисты выделяют три варианта:
демократическая модель. Она даёт возможность самостоятельно решать ребёнку некоторые вопросы и подразумевает прислушиваться к его мнению в семье;
авторитарная модель. Подходит для властных родителей, которые желают контролировать каждый шаг малыша. Такое воспитание подавляет волю, но заставляет быстро добиться послушания;
смешанная модель, в которой контроль гармонично соседствует с поощрением и послаблением «гаек».
Задумываясь о том, можно ли наказывать детей, нужно понять, почему они плохо себя ведут. Ведь это происходит не просто так.
В каждой семье установлены свои правила, которых надо придерживаться. Часто непослушание — попытка узнать, что будет, если сделать то, что запрещено. Дети испытывают на прочность родительское терпение. Чтобы не подорвать свой авторитет, проступки нельзя оставлять без внимания.
Причиной шалостей часто становятся сами непоследовательные родители, которые любят менять свои требования.
Например: когда мама занята, она разрешает до вечера смотреть мультики, а в другой день почему-то говорит, что так делать нельзя.
Чувствуя диссонанс, ребёнок теряется и не представляет, как правильно себя вести.
Поэтому установленных правил нужно придерживаться всегда, а не когда это удобно.
Телевизор и компьютерные игры делают малышей неуправляемыми. У них возбуждается нервная система, и они плохо засыпают по вечерам. Постарайтесь дозировать просмотр мультиков, фильмов и тщательно подбирайте репертуар, допустимый для ребёнка. Больше гуляйте с крохой на свежем воздухе. Прогулки успокаивают и укрепляют здоровье.
Иногда родители жалуются на то, что малыш постоянно балуется и делает всё, чтобы вывести их из себя. Прежде чем решать, нужно ли наказывать детей за плохое поведение, выясните его причину. Карапузы, которым не исполнилось семи лет, не умеют специально провоцировать конфликт. Если они разбрасывают игрушки, не хотят самостоятельно одеваться или капризничают, это сигнал, что им не хватает внимания. Баловством дети неосознанно привлекают пап и мам. Пусть они лучше кричат и злятся, чем совсем не обращают на них внимания.
Физическое воздействие
Некоторые родители интересуются, можно ли наказывать ребёнка ремнём? В семьях могут быть разные правила, но доставлять физическую боль запрещено при любых обстоятельствах.
Шлепками и побоями мать и отец расписываются в своём бессилии повлиять на ребёнка, в нежелании проявить терпение и решить проблему иначе. Когда детей ремнём бьют родители, они совершают насилие в семье. В итоге малыши получают психологическую травму и в будущем проецируют такое отношение к своим отпрыскам.
Особенно опасно бить ремнём подростка. В переходном возрасте все чувства обостряются, поэтому полученное унижение и обида могут запомниться на всю жизнь. Подросток болезненно реагирует на обычную критику, и физическое воздействие может спровоцировать любой взрыв, например, уход из дома или пристрастие к дурным привычкам. Родителям следует быть мудрее, запастись терпением и больше разговаривать с ребёнком, чтобы найти выход из сложной ситуации.
Как реагировать на шалости
Как наказать ребёнка, которому не исполнилось 3 лет? В таком возрасте малыши шалят не специально.
Например, кроха может нечаянно пролить компот. Если вы будете бранить его за это, он не свяжет воедино два факта – что плохо держал чашку и поэтому компот вылился. Но ваш крик поселит в душе страх, что мама его не любит.
Когда малышу 2-3 года, в ответ на баловство спокойно объясните, почему так нельзя поступать.
Мягко пожурите чадо. Можно прочитать рассказы для маленьких детей, в которых написано, что нужно хорошо себя вести.
Больше уделяйте ребёнку внимания. Гуляйте вместе, рисуйте и всегда выполняйте обещания. Это повысит ваш авторитет, и малыш будет лучше слушаться.
Ребёнка старше 3 лет надо приучать отвечать за свои поступки. Родителям главное понимать, что наказывают не для того, чтобы малыш страдал за непослушание, а затем, что правила нарушать нельзя. Всегда важно разобраться в ситуации, а не рубить с плеча.
Если кроха разлил воду, помогая вам поливать цветы, это не повод его бранить.
Купите ему лёгкую леечку, которую удобно держать в руках, и он больше не совершит такую оплошность.
Но когда ребёнок специально проказничает, портит вещи, его необходимо наказывать, чтобы не допустить вседозволенности.
Дети должны знать, что вызвало недовольство родителей. Поэтому заранее объясняйте им правила, которым нужно следовать. Не забывайте, что нельзя бранить за чувства. Если малыш переживает и плачет, успокойте его, а не журите. Когда слёзы перерастают в капризы, например, кроха, злясь, разбросал игрушки или разбил чашку, скажите, что в вашей семье это не принято, пресеките баловство.
Что можно сделать
Чтобы успокоить дошкольников, их достаточно усадить на одном месте. Подберите в доме кресло или стул. Когда кроха на ваши призывы вести себя смирно не реагирует, отправляйте его в кресло. Пусть посидит в нём без игрушек. Можно приобрести песочные часы и засекать ими время. Малыш, следя за крупинками, непроизвольно успокоится и сможет подумать о своём поведении.
Не сомневайтесь, нужно ли наказывать ребёнка, если он разрисовал красками ковер или специально раскрошил хлеб на столе. Целесообразно заставить его убрать беспорядок. Шестилетний непоседа вполне справится с такой работой и в следующий раз подумает, прежде чем безобразничать.
Чем старше дети, тем сложнее на них повлиять. К 8-10 ребёнку нужен особый подход. Больше разговаривайте с ним, объясняйте, как надо поступать без крика, не применяя ремень и другие физические наказания.
Как можно приструнить шалуна, когда разговоры не действуют? Попробуйте лишить его на время любимых развлечений, например, отобрать планшет, запретить смотреть интересную передачу.
Главное – не поддаваться на провокации и не возвращать игрушки, если кроха будет рыдать.
Озвучьте, на какое время вы лишаете его желаемого, и не сдавайтесь раньше указанного часа. Иначе малыш поймёт, что истерикой можно добиться многого.
Важно, чтобы ребёнок выполнял ваши требования. Некоторые родители жалуются, что дети вскакивают со стула, включают сами телевизор, бегают по квартире от мамы и папы.
Тогда надо искать другие методы влияния, пересматривать своё отношение к малышу и, возможно, проконсультироваться с детским психологом.
Как выстроить гармоничные отношения с ребёнком
Чтобы было меньше поводов думать, наказывать ли детей, обязательно установите в семье определённые правила. Не ограничивайте ребёнка во всём. Для развития личности необходима определённая свобода. Сконцентрируйтесь на важных моментах, таких как:
вежливость;
личная гигиена;
честность;
аккуратность.
Показывайте ребёнку личным примером, что этих правил нужно придерживаться, что они едины для всех членов семьи.
Для гармоничного воспитания важно, чтобы у отца и матери были одинаковые взгляды на то, что можно и чего нельзя. Если есть какие-либо разногласия, их нужно выяснять не в присутствии малыша.
Придерживайтесь последовательности в требованиях к ребёнку, не ставьте непосильных задач. По мере взросления крохи пересматривайте правила и не забывайте хвалить за хорошее поведение. Доверие и дружба помогают найти взаимопонимание и делают детские шалости редким явлением.
Как воспитать ребёнка без криков, наказания и угроз
Каждый, у кого есть дети, не понаслышке знает, какой же это трудный процесс – воспитание. И самое тяжёлое здесь, выбрать правильную методику.
В теории, воспитание не должно включать в себя физическое воздействие, крики и агрессию. Но на деле всё бывает иначе. Не каждый взрослый способен сдержаться, а некоторые и не пытаются это сделать. Как же правильно поступить и насколько возможно воспитывать без криков, угроз, наказания и истерик?
Как работает наказание и крик?
Взрослые считают, что они лучше всех знают, что полезно их сыну или дочери. Однако такая методика подавляет самостоятельность малыша и приводит к плачевным результатам.
Наказание – это ограничение деятельности ребёнка. Родители думают, что таким способом они донесут свою просьбу. На самом же деле дети просто начинают врать, изворачиваться, не реагировать на крик и всячески избегать расправы.
Причины родительского крика и эмоции ребёнка
Но чтобы не говорили психологи, мало кто из родителей никогда не повышают голос. Однако зачастую в плохом поведении и капризах виноваты именно взрослые.
Например, пятилетний мальчик с утра ждал с работы папу, потому что тот обещал поиграть с ним в мячик. Но вот отец вернулся домой, поужинал и сел читать газету.
Сын расстраивается, не понимая, почему его обманули. Он начинает капризничать и закатывает истерику. И вместо весёлой игры в мяч вечер заканчивается нытьём и разочарованием. Отец раздражён криками, но по факту виноват в этом он сам.
Или же другой пример. Мама весь день готовит – вечером должны прийти гости. А маленькая дочка ходит рядом и просит ей почитать. Женщина хотела бы объяснить девочке, что ей некогда, но малышка всё равно не поймёт. Поэтому, раздражаясь, мать начинает кричать, а дочь закатывает истерику.
Каждый родитель хотя бы раз сталкивался с подобными ситуациями. Виноваты в этих случаях взрослые, а страдают дети. Однако необходимо понимать, что все крики несут последствия.
· Повышенный тон вводит ребёнка в заблуждение. Дети воспринимают не слова, а интонацию.
· Крик в воспитании становится привычкой. Ребёнок перенимает модель поведения членов семьи. Поэтому не стоит удивляться, когда чадо начнёт кричать по любому поводу.
· Первая эмоция ребёнка – это страх. И чем больше он будет бояться родителя и его угроз, тем скорее у него возникнет депрессия или тревожность.
· Когда воспитанник не понимает даже крика, взрослые начинают кричать ещё сильнее, впадать в истерику и применять угрозы. А это чревато еще большим ухудшением отношений в семье. Подобное поведение в воспитании подрывает авторитет родителей в глазах дочери или сына.
Почему ребёнок не слышит спокойного тона?
Запомните одно важное правило в воспитании: разговаривать с малышом следует спокойной интонацией. Только так можно создать доверительную и дружелюбную обстановку.
Но иногда дети просто не понимают спокойной речи. И вот тогда родители совершают главную ошибку – они начинают кричать и угрожать. Однако этого можно избежать, если следовать нескольким правилам.
· Научитесь устанавливать зрительный контакт. Если во время разговора малыш смотрит по сторонам, он не поймёт, чего от него хотят.
· Не используйте в своих просьбах частицу «не». Дети не воспринимают отрицания, им понятна утвердительная просьба. Вместо «не бегай» лучше сказать «ходи спокойно».
· Ребёнок не умеет концентрироваться. Именно поэтому в процессе воспитания не эффективно предъявлять малышу сразу несколько просьб. За один раз должна быть одна задача. Иногда истиной причиной такого поведения является не скверный характер или упрямство, а физиологические особенность или заболевание. Прежде чем применять наказание убедитесь, что у воспитанника отсутствует такой диагноз, как дефицит внимания и гиперактивность.
· В процессе воспитания очень важно говорить на равных, а не постоянно угрожать и указывать. Такое обращение не понравится никому, и вряд ли будет иметь успех.
Основные принципы воспитания детей без наказания
Воспитывать ребёнка без криков, угроз и наказаний можно, хоть и сложно. Но результат будет того стоить. Чтобы не сорваться, научитесь следовать нескольким принципам.
1.Самое главное – это терпение. Именно им должны запастись родители, которые решили не применять наказаний и криков в своей методике воспитания. Несмотря на все сложности, они вырастят самодостаточного и уверенного в себе человека.
2. Дети достойны того, чтобы их просто любили. И если они балуются, это не значит, что они не любят родителя. Нужно понять причину такого поступка.
3. Ребёнка, как и взрослого человека, следует принимать со всеми его достоинствами и недостатками. Дитя возможно перевоспитать, но делать это лучше с осторожностью и без криков.
4. Родитель должен уделять своему ребёнку внимание. Как бы он не был занят, как бы он не устал на работе, как бы он не хотел посмотреть телевизор, малыш нуждается в заботе и любви.
5. Нужно понимать, что ребёнок, пусть даже самый маленький, это личность. У него есть свои вкусы, интересы, предпочтения, которыми не следует пренебрегать в воспитании.
6. Дети всегда и во всём стараются подражать родителям. Поэтому не эффективно самим врать и вести себя недостойно – воспитанник сразу же повторит эту модель поведения.
7. Психологическое давление не приведёт к положительному результату. Поэтому чем больше родитель требует от малыша, тем скорее он начнёт сопротивляться и делать всё по-своему.
8. Нужно быть верным своим решениям и не давать слабину. Если пригрозили, что он не получит сладкого до утра, то обязательно это исполните.
Психологами доказано: дети, которых не наказывали, менее агрессивны. Поэтому не стоит вселять в малыша чувство неуверенности и нелюбви к себе и к окружающим.
Что необходимо знать родителям о воспитании – как этому научиться?
Воспитание – это сложный процесс. И поэтому, если родитель решил выбрать метод «без наказания», он должен идти до конца. Главное, знать основные правила.
· С помощью капризов и упрямства дети самовыражаются. Поэтому, как только малышу исполняется 3 года, он должен получать свободу. И чем дальше, тем больше.
· Главное наказание – это последствия. Поэтому стоит давать понять чаду, чем чревато его поведение. Когда он сам увидит возможный результат, он поймёт, как не нужно себя вести.
· Не следует всё решать за сына или дочь. Иногда полезно советоваться и с ним. Так малыш почувствует себя взрослым, и решит, что с его мнением считаются.
· Совсем маленьким объяснения не помогут. Поэтому целесообразно действовать по-другому. Если ребёнок хочет играть с большой собакой, не понимая опасности, просто заберите его со двора.
· С сыновьями и дочерьми можно и нужно разговаривать. И необязательно ждать, когда малыш ошибётся. Стоит заранее проработать ситуации, в которые он может попасть, и вместе найти решение.
· Нельзя забывать, что малыш – это живое существо. Он хочет бегать, прыгать и играть. Поэтому не требуйте от ребёнка невозможного.
Воспитание без наказаний – это всегда сложно. И в первую очередь, для родителей, а всё потому, что это огромная работа над собой. Но результат будет стоить приложенных усилий.
Когда угрожать и кричать нельзя категорически?
Капризы могут быть вызваны кризисным возрастом. Это периоды, которые важны для эмоционального и психического взросления. Психологи выделяют 4 основных этапа, во время которых наказания только вредят:
· первый год жизни – с 9 месяцев;
· кризис 3 лет – с 2 до 4 лет;
Но не только возраст играет роль в этом вопросе. Психологи выделяют ещё несколько ситуаций, в которых крики, угрозы и наказания не имеют право на существование:
в то время, когда ребёнок болеет;
когда он кушает или увлечён игрой;
когда малыш не виноват в полученном результате;
воспитание во время психологического перевозбуждения или злости;
если ребенок тяжело переживает развод родителей;
когда он только проснулся или, наоборот, ложится спать.
Также не переносите собственные проблемы и неприятности на детей. Малыш не виноват в том, что у родителей на работе много дел или же ему урезали заработную плату. Важно помнить, что ребёнок отвечает только за то, что он сделал сам.
Как наказывать правильно: советы психологов
Психологи утверждают, воспитание невозможно без гуманных наказаний. А вот жестокая физическая расправа принесет непоправимый ущерб психике во взрослом возрасте.
Если малыш оступился первый раз, его нужно простить и проработать допущенные ошибки без криков. Старший должен объяснить, почему ребёнок поступил неправильно. Маленький человек имеет право знать, что будет в следующий раз, если он снова так поступит.
Психологи советуют воспитание превращать в игру. Для этого возьмите пару листков бумаги, и на одном напишите список провинностей и соответствующих наказаний, а на другом, наоборот, хорошие поступки и поощрения.
Эти списки повесьте на холодильник, чтобы ребёнок видел их постоянно и запоминал. Так он будет знать, что у него есть выбор – поступить хорошо или поступить плохо и получить за это наказание.
Помните правило: слово – не воробей. Это значит, что если папа с мамой сказали, что ребёнок будет неделю без компьютерных игр, они не меняют своё решение и действуют согласованно. Помните что ссоры родителей при ребенке не только негативно отражаются на его психологическом состоянии, но и подрывают их авторитет.
Как бы ни стало жалко малыша, не давайте слабину. А иначе он поймёт, что слово его родителей ничего не стоит. Всё это сильно подорвёт авторитет.
Как бы сильно не провинился ребёнок, какие слова бы он не сказал и какой бы ущерб не нанёс дому/мебели/имуществу, его ни в коем случае нельзя бить. В этом вопросе нет никаких исключений, это табу.
Психологи говорят, что если родитель в воспитательных целях всё же решил наказать ребёнка, он должен сделать это сразу после того, как тот провинился. Не тяните время, а говорите о наказании сразу, а не через час/день/неделю, в этом не будет никакого толку.
Наказывать нужно уметь. Если ребёнок целыми днями гуляет во дворе с соседскими мальчишками и не интересуется компьютерными играми, нет никакого смысла лишать его Интернета.
Малыш просто не заметит этого лишения, и не поймёт, в чём был смысл наказания. Поэтому стоит «забирать» у ребёнка то, что он действительно любит. В этом случае воспитание будет иметь смысл.
Нельзя характеризовать личность ребёнка. Говорите без крика о том, какой плохой поступок он совершил, а не о том, какой он плохой человек. Так у малыша начнёт формироваться неправильная самооценка, а это чревато рядом серьёзных проблем.
Воспитание – это настоящее искусство. Но для того, чтобы построить дружеские отношения, необязательно быть педагогом или психологом. Главное – это любовь и забота. Всё остальное со временем приложится.