Живописная хроника событий 1812 года: победа над наполеоном на полотнах русских художников - RusRodnik.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Живописная хроника событий 1812 года: победа над наполеоном на полотнах русских художников

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • История (560)
  • Живописное (275)
  • Литература (255)
  • ЖЗЛ (254)
  • Дальние страны (236)
  • Великобритания (35)
  • Польша (11)
  • Нидерланды (8)
  • Франция (3)
  • Португалия (2)
  • Испания (2)
  • Чехия (1)
  • Дания (1)
  • Достопримечательности (161)
  • Архитектура (138)
  • Костюмные истории (124)
  • Красавицы (121)
  • 19 век. (95)
  • Города мира (95)
  • Женские штучки (84)
  • Детская (81)
  • Религия (79)
  • музыка (69)
  • Музеи мира (68)
  • Военное дело (65)
  • холодное оружие (9)
  • Необычности (64)
  • Замки (63)
  • А в это самое время. (60)
  • Города России (58)
  • Антиквариат (54)
  • Живность (40)
  • 1812 (39)
  • Актеры и актерки (35)
  • Юмор (34)
  • Чуланчик (33)
  • В воздухе (28)
  • Техника (27)
  • Танец (27)
  • Библиотеки (26)
  • Сказки и мифы. (24)
  • Сады и парки (19)
  • Птицы (17)
  • Декабристы (16)
  • Цветочное (15)
  • Школы (13)
  • Пещеры (12)
  • Спорт (8)
  • Винный погребок (7)
  • Друзья – соперники (7)
  • Планшет (7)
  • С купеческим размахом. (4)
  • Сборник панегириков (3)
  • Море (2)
  • Чехия (0)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

1812 год в живописи.

Четверг, 24 Июня 2010 г. 13:14 + в цитатник

24 июня 1812 года ( ровно 198 лет назад) в 2 часа ночи Наполеон приказал начать переправу на русский берег Немана через наведённые выше Ковно мосты.

“. рано утром он вышел из палатки, раскинутой в этот день на крутом левом берегу Немана, и смотрел в зрительную трубу на выплывающие из Вильковисского леса потоки своих войск, разливающихся по трем мостам, наведенным на Немане. Войска знали о присутствии императора, искали его глазами, и, когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки, кричали: ” Viva l,Empereur!” – и одни за другими, не истощаясь, вытекали, все вытекали из огромного, скрываюшего их доселе леса, и, растрояясь, по трем мостам переходили на ту сторону”

Л. Н. Толстой “Война и мир”

Х.В. Фабер дю Фор. Около Козушина 11 июля 1812 года.

Переход через Неман.

В. Верещагин. Наполеон в Петровском дворце в Москве.

Переправа через Неман.

Переправа итальянского корпуса Богарне через Неман30июня 1812года. Картина худ.Альбрехта, служившего в корпусе.

Х. Фабер дю Фор. Героическая смерть русского унтер-офицера.

Французы атакуют. Русская компания 1812 года.

П. Гесс. Сражение под Красным 2 августа 1812 года

П. Гесс. Сражение под Смоленском 5 августа.

П.Гесс. Сражение при Валутиной горе. 7 августа 1812 года

Х Фабер дю Фор. На правом берегу реки Двины ниже Полоцка 25 июля 1812 года

Х. Фабер дю Фор. Пригороды Бешенковичей, на правом берегу Немана, 29 июля 1812 года

А. Сафонов. Бородинское сражение.

Т. Жарико. Офицер конных егерей императорской гвардии , идущий в атаку.

А. Шепелюк. Кутузов во время Бородинской битвы.

Наполеон в окружении генералов руководит Бородинским сражением. Рисунок из книги XIX в.

Х.Фабер дю Фор. Мост через реку Колочь у Бородина 17 сентября 1812 года

П. Гесс. Сражение при Бородине, 26 августа.

В. Верещагин. Конец Бородинского сражения.

В. Верещагин. Перед Москвой в ожидании бояр.

В.Верещагин. Маршал Даву в Чудовом монастыре.

В. Верещагин. В Успенском соборе.

Пожар Москвы.Картина А. Ф. Смирнова (1813 г.)

В Верещагин. Зарево Замоскворечья.

В.Верещагин. В Кремле – пожар!

В. Верещагин. Расстрел предполагаемых поджигателей.

В.Верещагин. Сквозь пожар.

В. Верещагин. Наполеон и маршал Лористон – мир во что бы то ни стало.

В. Верещагин. Возвращение из Петровского дворца.

В. Верещагин. В Городне – пробиваться или отступать.

П. Гесс. Сражение при Тарутине , 6 октября 1812 года

П. Гесс. Сражение при Малоярославце, 12 октября.

П. Гесс. Сражение при Вязьме, 22 октября.

Казаки нападают на отступающих французов. Рисунок 1813 г.

В. Верещагин. На большой дороге – отступление, бегство.

Б. Виллевальде. Бегство французов с семьями из России.

В. Верещагин. На этапе – дурные вести их Франции.

Я. Суходольский. Отход французов из Москвы.

В. Верещагин. “С оружием в руках – расстрелять!”

В. Верещагин. Наполеон в зимнем одеянии.

В. Верещагин “Не замай! Дай подойти!”

В. Верещагин. Ночной привал Великой армии.

И Прянишников. Французы в 1812 году, плененные ополчением.

Французские солдаты маршала Нея загнаны в лес в сражении под Красным.

В. Верещагин. “В штыки! Ура! Ура!”

П. Гесс. Переход французской армии через Березину.

Использованы материалы Википедии и интернет-проекта “1812”

Рубрики:Живописное
1812
А в это самое время.

Метки: история живопись война 1812

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

magSpace.ru

Открытая регистрация

Культура и искусство

Прямой эфир

Похожие записи

nikaspd 26 декабря 2012, 18:52

Vendetta 2 февраля 2016, 22:17

lev123 9 сентября 2012, 15:42

Axelerator 11 июня 2018, 21:41

velist 16 августа 2012, 01:15

Лучшие по рейтингу

Блоги

  • Приколы и юмор179367.98
  • Интересное143442.27
  • Неизвестное98305.46
  • И снова НОВОСТИ93635.13
  • proИгры69492.58

1812 год в живописи российских художников-баталистов

В 2017 году в России отмечается славная дата – 205-летие победы в Отечественной войне 1812 года. В эти дни два века назад происходит преследование Наполеона русской армией на заключительном этапе войны, от Березины до Немана. 26–28 ноября (14–16 ноября по ст. ст.) на реке Березина произошло последнее крупное сражение между русской армией и отступающей армией Наполеона. Освобождение территории Российской империи от неприятеля завершилось 26 декабря (14 декабря по старому стилю), когда русские войска заняли пограничные города Белосток и Брест-Литовский. Русская армия прогнала неприятеля со своей земли. 6 января 1813 года (25 декабря 1812 года по старому стилю) Александром I был издан манифест об окончание Отечественной Войны.

Ниже представлены работы российских художников-баталистов посвященные войне 1812 года.

АВЕРЬЯНОВ Александр Юрьевич (р. 1950)

01.На Западной Границе. Июнь 1812
10 (по старому стилю) июня 1812 года Франция объявила войну России. В 6 часов утра 12 июня 1812 года авангард французских войск вошёл в российский город Ковно, форсировав реку Неман. 02.Раненый кавалергард Эпизод из Бородинского сражения.
Бородинская битва 1812 года – сражение, продлившееся всего один день 26 августа (7 сентября по новому), этот удар Наполеон предпринял, рассчитывая быстро покорить Российскую Империю, но его планам не суждено было сбыться. Считается, что именно битва при Бородино стала первым этапом падения знаменитого завоевателя.

03. Бой за Багратионовы флеши. (Бородино, 1812)
Схватка за Багратионовы флеши (Бородино, 1812), в которой против двух дивизий под командованием Неверовского и Воронцова были выдвинуты 15 дивизий маршалов Нея, Даву, Мюрата и генерала Жюно. Именно здесь был ранен Багратион и командование принял генерал Коновницын. 04. С пакетом (Русский гусар) 05. Бивак
Тарутинский маневр, дата начала которого — 17 сентября, а окончания — 3 октября, должен был запутать Наполеона и дать русской армии время для отдыха. Нужно было скрыть свое расположение от врага. Помогали прикрывать отход армии и крестьяне окрестных сел и деревень. Они организовывали партизанские отряды и совместно с казаками нападали на французские авангарды, нанося им значительный ущерб. 06. Тарутино. 1812 г. 07. Сражение за Смоленск
Оборона Смоленска от войск Наполеона осуществлялась частями русской армии 16-18 (4-6 по старому стилю) августа 1812 года. После двухдневного оборонительного сражения под стенами города и в его окрестностях русские войска оставили Смоленск, продолжив отход в сторону Москвы. Наполеону достался разрушенный, выгоревший город — горький трофей с привкусом поражения, но главное, ему не удалось решить стратегическую задачу: уничтожить в генеральном сражении объединившиеся русские армии. 08. Конногвардейцы при Бородине 09. Подвиг артиллеристов Эпизод из Бородинского сражения.Французы осматривают поле боя после сражения 10. Князь П. И. Багратион В Бородинском Сражении. Последняя Контратака 11. Совет (Наполеона) в Городне 12. Дело Под Медынью 13 (25) Октября 1812 Г. (Пленение Генерала Тышкевича)
В пылу сражения казаки полка Иловайского Девятого выбили из седла и легко ранили бригадного генерала графа Тышкевича. Воспользовавшись замешательством, казаки усилили натиск и принудили поляков отступать в направлении села Кременского, где стояли основные войска Понятовского. Этот скоротечный бой и локальная победа, естественно, воодушевили русскую армию, хотя особого значения в стратегическом плане не имели, но заставили лишний раз Наполеона задуматься о дальнейших действиях. 13. Бой За Шевардинский Редут 24 Августа (5 Сентября) 1812 Г. (Атака Малороссийского Кирасирского Полка)
Бой за Шевардинский редут произошел, за два дня до Бородинского сражения. Редут был передовой оборонительной позицией русской армии, он был расположен впереди основных оборонительных линий. Его задачей было сдержать наступление передовых частей французов, чтобы основные силы могли выиграть время для обеспечения лучшего расположения войск. 14. Ветеран 15. Подвиг Генерала Костенецкого
На поле Бородина Костенецкий совершил известный подвиг. В разгар битвы польские уланы ворвались на одну из батарей и стали рубить канониров. Видя это, находившийся поблизости генерал бросился на выручку и стал разить врага сперва своей знаменитой саблей, а затем банником. Тот у него сломался в руках после того, как Костенецкий поверг на землю не одного всадника. В том эпизоде сражения батарейцы отстояли свои орудия и, когда уланы были отбиты, вновь повели пушечный огонь. 16. Дивизионный Генерал А. Ж. Дельзон В Бою За Малоярославец 12 (24) Октября 1812.
Кровопролитнейшее сражение продолжалось 18 часов, в течении которых город 8 раз переходил из рук в руки. К концу сражения Малоярославец был почти полностью сожжен и разрушен. В результате Малоярославецкого сражения французскому императору пришло отступать из России по уже разоренной старой Смоленской дороге.И хотя ее главным событием принято считать Бородинскую битву, именно сражение под Малоярославцем 1812 года заставило Наполеона отказаться от плана завоевания южных губерний и вынудило отступать по Смоленской дороге. 17. Сражение под Малаярославцем 18. Под Городней(Бой казаков с конвоем и свитой Наполеона под Городней). 13 (25) Октября 1812.
Нападение казаков донского атамана М.И. Платова на биваки наполеоновских войск у Боровской дороги 13 (25) октября 1812 г., при котором сам французский император подвергся опасности пленения или даже гибели, отмечалось историками и мемуаристами как интересный и яркий эпизод войны 1812 г. 19. Казаки Платова атакуют каре IV корпуса Евгения Богарне

Читайте также:  Очищение организма через голодание по методу марвы оганян

Ананьев Александр Михайлович (р.1956)

20. «Бородино 1812 год. 21. „Народное ополчение в 1812 году“

Авакимян Олег Арцвикович (1949-2013)

22. „1812 год“

МАЗУРОВСКИЙ Виктор Викентьевич (1859-1944)

23. Кто кого? (эпизод из войны 1812 г.) 24.Атака русских кирасир на французскую батарею в сражении при Бородино

Самокиш Николай Семенович (1860-1944)

25.Атака лейб-гвардии Литовского полка из 5-го пехотного корпуса. Русская пехота во время битвы при Бородино. 26. Атака гусар генерала Кульнева при Клястицах. 1812
Одним из малоизвестных сражений Отечественной войны 1812 года было сражение под Клястицами. В этой 3-дневной битве с 18 (30) июля — 20 июля (1 августа) 1812 года русские войска под командованием генерал-лейтенанта Петра Христиановича Витгенштейна одержали верх над превосходящими французскими силами маршала Удино и остановили продвижение врага на столицу империи — Петербург. Это была первая крупная победа русской армии в войне 1812 года.

28. Атака Шевардинского редута.

Ежов Александр Николаевич (р. 1966)

29.Лейб-гвардии Измайловский полк при Бородино.
В ходе Бородинского сражения лейб-гвардии Измайловский полк под командованием полковника М.Е.Храповицкого героически отразил несколько атак неприятельской кавалерии, потеряв 176 человек убитыми, 528 ранеными и 73 пропавшими без вести.

Корнеев Евгений Алексеевич (род. 1951)

30. „Кирасиры его Величества“. Сражение бригады генерал-майора Н.М. Бороздина в районе Семеновского оврага (В ходе Бородинского сражения) 26 августа (7 сентября по новому) 1812 года.

Присекин Сергей Николаевич (1958 — 2015)

31. „И клятву верности сдержали.Смоленск.1812 год“

Трошин Сергей Николаевич (р.1986)

32. Подвиг артиллеристов на батарее Раевского
Бои за батарею Раевского (при Бородино), вошедшую в историю как «могила французской кавалерии», длились около 7 часов. Это место действительно стало могилой для множества солдат Бонапарта. 33. Разгром армии Наполеона .1812

Живописная хроника событий 1812 года: победа над наполеоном на полотнах русских художников

Этот зал нашей галереи полностью посвящен отражению Бородинского сражения в батальной живописи. В картинах, литографиях, рисунках художников разных национальностей, школ и разных эпох показаны все основные моменты главного сражения кампании 1812 г., во многом определившего ход последующих военных действий.

7 сентября 1812 года началось знаменитое Бородинское сражение, равного которому не знала история. Это была битва гигантов. Она развертывалась на площади 49 квадратных километров. Со стороны русских в ней принимали участие 120 тысяч, со стороны французов – 135 тысяч солдат. Этому событию и посвящена панорама известного русского художника-баталиста Ф. А. Рубо.

На огромном живописном полотне (длина – 115, высота – 15 метров) художник запечатлел самый тяжелый момент сражения – в 12 часов 30 минут дня, 7 сентября 1812 года. Идет вторая яростная атака на деревню Семеновскую, после ожесточенных боев заняты знаменитые Семеновские (Багратионовы) флеши и отбита очередная атака на Курганную высоту. Русские солдаты сражались, не щадя своей жизни. Битва длилась 15 часов. Здесь, на Бородинском поле, был развеян миф о непобедимости наполеоновской армии. Главная задача Наполеона – в одном генеральном сражении уничтожить русскую армию – не была выполнена.

В Бородинском сражении русские войска проявили величайшее мужество, стойкость и героизм.

По словам М. И. Кутузова, «баталия. была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать».

«Ужасы войны, зверство и дикое остервенение в минуты боя; невыразимые страдания невинных, посланных на убой жертв; добродушие и наивность этих жертв, совершающих войну, как любое другое занятие. геройство и простота души; целые поля убитых и изуродованных; целые тысячи раненых, погруженных на перевязочном пункте в такие адские страдания, которым нет имени; целые обозы искалеченных. снеговые равнины в десятки верст, где замерзали медленной, страшной смертью сотни и тысячи брошенных и раненых; все это, написанное с огнем и мастерством неподражаемым, с энтузиазмом, идущим из глубины души, потрясенной до самых корней, – вот что создало картины, каких еще никогда никто не писал в Европе».

В.В. Стасов «Двадцать пять лет русского искусства»

Баварский художник-баталист Петер Гесс в сороковых годах прошлого столетия, в царствование Императора Николая Павловича, выполнил по специальному заказу двенадцать картин, изобразив различные эпизоды Отечественной войны. Эти произведения батальной живописи украшают залы Зимнего дворца в Петербурге. Репродукции всех двенадцати картин Вы можете увидеть, не отправляясь в северную столицу, здесь, в галерее художников-баталистов.

Х. В. Фабер дю Фор – вюртембергский обер-лейтенант, артиллерист и талантливый художник-любитель. Его рисунки, как очевидца и участника войны 1812 года, натуралистичны словно фотографии, и являются бесценным свидетельством происходящих событий, в которые волею судьбы был вовлечен сам автор.

Сквозь пожелтевшие листы для вдумчивого и наблюдательного зрителя проглядывает личное отношение художника к происходящему. Своим трагизмом особенно запоминаются литографии «Убитый егерь», «Бородинское поле битвы 7 сентября 1812 г.», «Мост через реку Колочь после Бородинского сражения», «Переправа через Березину 28 ноября 1812 года».

Читайте также:  Социальные танцы: почему «сошел» завоёвывает всё больше поклонников

Франсиско Гойя никогда не писал картин о русско-французской войне 1812 г. У него была своя война. Пять лет (с 1808 по 1813 г.) Испания мужественно сражалась с Наполеоном и его маршалами и победила. Немалую роль в этой победе сыграла и проигранная Наполеоном война в России. Но нельзя забывать, что и сопротивление испанских патриотов значительно ослабило силы французского императора (отсутствовали такие маршалы как Массена, Мармон, Сюше), и, тем самым, внесло определенный вклад в победу русского оружия.

А. Адам, будучи участником похода на Россию, оставил большое количество зарисовок, выполненных с натуры. Собранные вместе, они являются не только и не столько собранием изобразительного искусства, сколько ценнейшим историческим свидетельством, в котором мы читаем особенности и детали быта и устройства Великой армии, яркие моменты баталий, опустошение и страх, следующие за армией Наполеона, а позднее – обреченность и тяготы отступления.

В данный момент у нас представлены репродукции совсем малого числа рисунков и литографий художника, в которых запечатлено наступление французской армии от переправы через Неман до Бородинского сражения включительно. Мы обязательно дополним экспозицию целым рядом работ Адама, посвященных пребыванию армии в Москве и последующему отступлению за пределы России.

Батальное полотно, созданное художником Ефимом Исааковичем Дешалытом, воскрешает в деталях один из наиболее ярких эпизодов сражения за Малоярославец – бой на монастырской прощади.

В нашей Галерее для общего ознакомления представлена «электронная» версия диорамы, доступная для просмотра только через Microsoft Intеrnet Explorer .

В нашей экспозиции представлены 89 акварелей известных художников-перспективистов XIX в. из фондов государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), среди которых находится целый ряд работ, отображающих архитектуру и интерьеры военных залов и помещений Зимнего дворца: прежде всего – галерея 1812 года; Фельдмаршальский зал, зал Петра I, Гербовый зал, Георгиевский зал, Александровский зал, залы военных картин.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • История (560)
  • Живописное (275)
  • Литература (255)
  • ЖЗЛ (254)
  • Дальние страны (236)
  • Великобритания (35)
  • Польша (11)
  • Нидерланды (8)
  • Франция (3)
  • Португалия (2)
  • Испания (2)
  • Чехия (1)
  • Дания (1)
  • Достопримечательности (161)
  • Архитектура (138)
  • Костюмные истории (124)
  • Красавицы (121)
  • 19 век. (95)
  • Города мира (95)
  • Женские штучки (84)
  • Детская (81)
  • Религия (79)
  • музыка (69)
  • Музеи мира (68)
  • Военное дело (65)
  • холодное оружие (9)
  • Необычности (64)
  • Замки (63)
  • А в это самое время. (60)
  • Города России (58)
  • Антиквариат (54)
  • Живность (40)
  • 1812 (39)
  • Актеры и актерки (35)
  • Юмор (34)
  • Чуланчик (33)
  • В воздухе (28)
  • Техника (27)
  • Танец (27)
  • Библиотеки (26)
  • Сказки и мифы. (24)
  • Сады и парки (19)
  • Птицы (17)
  • Декабристы (16)
  • Цветочное (15)
  • Школы (13)
  • Пещеры (12)
  • Спорт (8)
  • Винный погребок (7)
  • Друзья – соперники (7)
  • Планшет (7)
  • С купеческим размахом. (4)
  • Сборник панегириков (3)
  • Море (2)
  • Чехия (0)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

1812 год в живописи.

Четверг, 24 Июня 2010 г. 13:14 + в цитатник

24 июня 1812 года ( ровно 198 лет назад) в 2 часа ночи Наполеон приказал начать переправу на русский берег Немана через наведённые выше Ковно мосты.

“. рано утром он вышел из палатки, раскинутой в этот день на крутом левом берегу Немана, и смотрел в зрительную трубу на выплывающие из Вильковисского леса потоки своих войск, разливающихся по трем мостам, наведенным на Немане. Войска знали о присутствии императора, искали его глазами, и, когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки, кричали: ” Viva l,Empereur!” – и одни за другими, не истощаясь, вытекали, все вытекали из огромного, скрываюшего их доселе леса, и, растрояясь, по трем мостам переходили на ту сторону”

Л. Н. Толстой “Война и мир”

Х.В. Фабер дю Фор. Около Козушина 11 июля 1812 года.

Переход через Неман.

В. Верещагин. Наполеон в Петровском дворце в Москве.

Переправа через Неман.

Переправа итальянского корпуса Богарне через Неман30июня 1812года. Картина худ.Альбрехта, служившего в корпусе.

Х. Фабер дю Фор. Героическая смерть русского унтер-офицера.

Французы атакуют. Русская компания 1812 года.

П. Гесс. Сражение под Красным 2 августа 1812 года

П. Гесс. Сражение под Смоленском 5 августа.

П.Гесс. Сражение при Валутиной горе. 7 августа 1812 года

Х Фабер дю Фор. На правом берегу реки Двины ниже Полоцка 25 июля 1812 года

Х. Фабер дю Фор. Пригороды Бешенковичей, на правом берегу Немана, 29 июля 1812 года

А. Сафонов. Бородинское сражение.

Т. Жарико. Офицер конных егерей императорской гвардии , идущий в атаку.

А. Шепелюк. Кутузов во время Бородинской битвы.

Наполеон в окружении генералов руководит Бородинским сражением. Рисунок из книги XIX в.

Х.Фабер дю Фор. Мост через реку Колочь у Бородина 17 сентября 1812 года

П. Гесс. Сражение при Бородине, 26 августа.

В. Верещагин. Конец Бородинского сражения.

В. Верещагин. Перед Москвой в ожидании бояр.

В.Верещагин. Маршал Даву в Чудовом монастыре.

В. Верещагин. В Успенском соборе.

Пожар Москвы.Картина А. Ф. Смирнова (1813 г.)

В Верещагин. Зарево Замоскворечья.

В.Верещагин. В Кремле – пожар!

В. Верещагин. Расстрел предполагаемых поджигателей.

В.Верещагин. Сквозь пожар.

В. Верещагин. Наполеон и маршал Лористон – мир во что бы то ни стало.

В. Верещагин. Возвращение из Петровского дворца.

В. Верещагин. В Городне – пробиваться или отступать.

П. Гесс. Сражение при Тарутине , 6 октября 1812 года

П. Гесс. Сражение при Малоярославце, 12 октября.

П. Гесс. Сражение при Вязьме, 22 октября.

Казаки нападают на отступающих французов. Рисунок 1813 г.

В. Верещагин. На большой дороге – отступление, бегство.

Б. Виллевальде. Бегство французов с семьями из России.

В. Верещагин. На этапе – дурные вести их Франции.

Я. Суходольский. Отход французов из Москвы.

В. Верещагин. “С оружием в руках – расстрелять!”

В. Верещагин. Наполеон в зимнем одеянии.

В. Верещагин “Не замай! Дай подойти!”

В. Верещагин. Ночной привал Великой армии.

И Прянишников. Французы в 1812 году, плененные ополчением.

Французские солдаты маршала Нея загнаны в лес в сражении под Красным.

В. Верещагин. “В штыки! Ура! Ура!”

П. Гесс. Переход французской армии через Березину.

Использованы материалы Википедии и интернет-проекта “1812”

Рубрики:Живописное
1812
А в это самое время.

Метки: история живопись война 1812

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Культура

Весь 2012 год проходит под знаком празднования юбилея победы России в Отечественной войне 1812 года.

К этому событию приурочены разные мероприятия: газетные статьи, книги, телевизионные передачи, восстановлена отреставрированная Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве, под которой в свое время проходили победоносные русские войска, возвращавшиеся из Парижа. И все-таки главным историческим памятником этой победы принято считать музей «Бородинская панорама» — грандиозное художественное полотно. Вот о нем и будет мой рассказ.

В 1912 году Россия торжественно отмечала важное историческое событие — столетие победы России над Наполеоном, которое возглавлял сам российский император Николай II, заказавший в 1907 году художнику-баталисту Францу Рубо панораму Бородинского сражения. Почему Рубо? Дело в том, что тот в 1890 году по заказу Тифлисского военно-исторического музея написал панорамную картину «Штурм аула Ахульго», которая изображает атаку русских войск на главную базу восставших горцев Шамиля. За эту картину Рубо получил профессорский диплом Баварской академии художеств. Она произвела фурор во всех художественных музеях. Но в 1901 году он пишет панораму обороны Севастополя из истории Крымской войны 1853-1856 годов — и снова большой успех и великолепные отзывы. Обе панорамы писались после скрупулезного изучения фактического исторического материала. Ведь панорама должна запечатлеть то, что увидит зритель вокруг себя, появись он на мгновение в указанном месте боя. Художник обязан следить за точностью всех деталей — от лацканов на мундирах до высоты укреплений.

Читайте также:  Как ухаживать за китайской розой в домашних условиях

Получив заказ, Франц Рубо стал изучать исторический материал, побывал на месте боев, встречался с ветеранами, которые были живы, и местными жителями. Но главное, он работал в содружестве с генералом, ординарным профессором Генерального штаба Колюбакиным Борисом Михайловичем, который составил сюжетное задание. Профессор был известен как специалист, создавший почасовую хронику событий августа 1812 года. Сюжет панорамы после долгой и бурной полемики был определен как вид с окраины деревни Семеновской в разгар конной атаки французов на батарею Раевского. Это примерно 12 часов дня. К этому времени русские отступили на левом фланге. Багратион был ранен.

Ободренные захватом Багратионовых флешей, французы пытались развить успех, атакуя сразу два укрепленных пункта русских позиций — деревню Семеновскую и Курганную батарею. Изображенные на полотне русские войска активно обороняются, вступив в жестокий рукопашный бой с французами, но не отступают.

В 1910 году Рубо приступил к созданию панорамы. Картину писали в предместье Мюнхена, ему помогали немецкие художники. Наконец, двухлетняя работа была закончена 29 августа (11 сентября) 1912 года в Москве в специально построенном деревянном павильоне, по проекту Рубо и военного инженера В.А.Воронцова-Вельявинова. На Чистых прудах у Покровских ворот состоялось торжественное открытие панорамы, на котором присутствовал император Николай II. Было много речей и цветов.

Панорама позволяет заглянуть в самое сердце драматического противостояния двух армий. Огромное полотно длиной 115 и высотой 15 метров совмещается с объемными макетами предметного плана, когда, например, часть разбитой снарядом телеги нарисована, а колесо и передняя часть выполнена в виде макета. Звуковые эффекты придают ощущение реальности изображаемых событий. Специальное освещение усиливает впечатление перспективы.

Бородинская панорама воссоздает крупнейшее событие Отечественной войны 1812 года, где с наивысшей силой проявилось величие подвига русского народа, мудрость его полководцев. Бои под Бородино продолжались более 15 часов, участвовало четверть миллиона человек, гремели залпы тысяч орудий. Воссоздается событие одного дня, точнее — 7 сентября 1812 года, когда произошел решающий перелом в ходе сражения.

Яркий солнечный день золотой русской осени. Бездонное синее небо, необозримые зеленые поля с перелесками — наш родной русский пейзаж. И на этом мирном фоне кипит грандиозное сражение, решившее судьбу войны. Художник показал не только общее напряжение битвы, но и тесную связь отдельных эпизодов боя, сливая их в единое грандиозное действие, так же, как слиты живопись и передний план, люди и пейзаж, ощущения героизма и трагизма. На Семеновских высотах стоят, ощетинившись штыками, построенные в каре Измайловский, Литовский и Финляндский гвардейские полки. Три атаки французских кирасир отбили гвардейцы, потеряв более половины своего состава, но не отступили. Один из наиболее динамичных и впечатляющих сцен панорамы — кавалерийский бой во ржи. На втором плане этой схватки — батарея генерала Раевского, ведущая ожесточенный бой с неприятелем. Подступы к высоте, на которой расположена батарея, завалены трупами, но непоколебимо стоят солдаты. По-разному изобразил художник командные пункты командующих французской и русской армий.

У подножия Шевардинского редута на белом арабском скакуне сидит император Наполеон. Несмотря на суету и беспрерывное движение вокруг него, Наполеон застыл в оцепенении, как будто предчувствуя разгром своих войск. А у деревни Горки — ставка Кутузова. Здесь царит спокойствие и уверенность в победном исходе сражения. Только начался глубокий рейд кавалеристов Уварова и казаков атамана Платова во вражеский тыл, внесший смятение в стан врага. Активные действия французских войск приостановлены. Гвардию Наполеон не ввел в бой. «За 800 лье от Парижа я не могу рисковать своим последним резервом», — говорил он.

Сцены массовых боев художник дополнил показом единоборств русских воинов с французскими. Например, бой одного русского кирасира, окруженного врагами, который один отбивается от них. Можно часами разглядывать это огромное полотно и находить все новые и новые элементы великой схватки. По силе эмоционального воздействия панорамы ее трудно с чем-либо сравнить, разве что со знаменитым стихотворением Лермонтова «Бородино».

После торжеств в 1912 году через некоторое время о ней забыли, не финансировали, и музей влачил жалкое существование. Ее воспринимали скорее как необычный аттракцион, а не уникальное произведение искусства. Здание не было приспособлено для ее хранения. Так продолжалось до 1918 года, когда павильон пришел в полную негодность и его разобрали. Долгое время полотно хранилось свернутым на вал, не всегда в благоприятных условиях, и оно серьезно пострадало. Затем наступили такие события как гражданская война, становление Советской власти и государства, и было не до уникальной картины. Потом разразилась Великая Отечественная война, в которой Советский Союз победил и разгромил гитлеров-скую Германию, фюрер которой хотел сделать то, что не удалось Наполеону.

И только в 1948 году было принято решение о восстановлении панорамы «Бородинская битва». Полотна отреставрировали под руководством советских академиков живописи И.Э.Грабаря и П.Д.Корина. На Кутузовском проспекте в Москве для нее построили специальное здание. Авторы — архитекторы А.Корабельников, А.Кузьмин, С.Кучанов, художник-монументалист Б.Тальберг.

Музей открыли по распоряжению Хрущева в 1962 году в канун 150-летия годовщины Бородинской битвы. На территории музея установлен мраморный обелиск над могилой 300 русских воинов, скончавшихся от ран, полученных на Бородинском поле.

В 1967 году, когда обострились противоречия между СССР и Китаем Мао Цзедуна, группа китайских студентов вечером 27 июня 1967 года посетила панораму и облила картину какими-то химикатами, в результате ночью произошел пожар. Сторож растерялся и поздно вызвал пожарную команду. Две трети картины погибло. Но 1967 год — это год
50-летия Великой Октябрьской революции, поэтому были брошены лучшие силы художников. Со всей страны собирали краску — и к 7 ноября музей-панорама «Бородинское сражение» был открыт. Спасла положение студия художников-баталистов имени Грекова, бывшего, кстати, ученика Франца Рубо. Современный музей является составной частью мемориального комплекса в честь событий 1812 года. Рядом с музеем-панорамой сохраняется дом Военного Совета в Филях (Кутузовская изба), музей-часовня Кутузова, обелиск братской могилы русских воинов. Рядом памятник Кутузову. Единый ансамбль венчает обновленная Триумфальная арка.

P.S. Другим грандиозным картинам Франца Рубо так же не везло. «Штурм аула Ахульго» пропал. В здание с панорамой «Оборона Севастополя» в 1942 году попала немецкая бомба, и оно загорелось. В город входили немецкие войска, поэтому солдаты и матросы вырезали куски полотна и уносили, тем более что город заняли фашисты. В 1954 году, в 10-ю годовщину освобождения города от немцев, здание и панораму восстановили.

Еще детективней была история с картиной Рубо «Пленение Шамиля». Сначала ее похитил в годы войны приехавший в Грозный Берия, который повесил ее в своем кабинете. После суда и расстрела Берии картина пылилась где-то в хозуправлении КГБ. Затем ее отреставрировали и экспонировали в Грозном в музее изобразительных искусств, но она снова потерялась во время войн, развязанных при Ельцине, в Чечне.

Ссылка на основную публикацию